Можно ли бороться с низкой эффективностью венчурного процесса?
Одна из проблем с инновациями в стране – низкая эффективность инновационно-венчурного процесса, в т.ч. том числе из-за отсутствия оригинальных, эффективных проектов, стартапов (startup).
Сегодня проходят инновационные конкурсы, стартап-уикенды, но они, очевидно, не могут решить эту проблему.
Ведь, в течение 1-3 дней очень сложно дотянуть, улучшить представленные проекты. Можно, конечно, устроить шоу, презентацию проектов, зажечь участников и даже обеспечить какой-то отбор проектов. И даже принять решение о возможном финансировании некоторых из них.
В результате тысячи проектов, перемещаются от одной стартап-сессии до другой, от одного потенциального инвестора к другому. А реализовываются – лишь десятки проектов. Причем хорошие проекты давно уже «выбраны». А новых и эффективных – появляется очень мало. В общем, налицо катастрофически низкий КПД инновационной и венчурной инфраструктуры… И это уже понятно многим.
Закономерный вопрос – «что делать»?
Как быть?
Это – сложная и системная проблема. Мы сейчас остановимся лишь на одном из аспектов решения этой проблемы – на том, как можно поднять качество представляемых проектов.
Как правило, предоставляемые проекты имеют набор сложностей.
Во-первых, сама техническая идея продукта (устройство или технология), скорее всего, может быть очень «сырой» и невпечатляющей.
Во-вторых, предлагаемый продукт не соотносится с потребителями, их потребностями. А тем более отсутствует понимание проектируемого бизнеса, не говоря уж об интересах будущего инвестора…
И даже, если и первое, и второе будет сделано качественно, то инвесторам может показаться, что нет команды проекта. Или перед Вами не тот инвестор. Или что-то еще…
Вот бы помочь инноваторам дотянуть проекты, сделать их более качественными. Можно сделать это за счет внешнего консультирования, появившегося недавно института менторства и т.п. Но было бы здорово, чтобы новаторы сами делали качественные и эффективные проекты. Самостоятельно.
Можно ли этому сегодня научить?
Чему и как сегодня учат потенциальных новаторов, стартаперов? Учат: менеджменту проектов; командообразованию и групповой работе; технике презентации проекта; дизайн-мышлению, проектированию бизнес-моделей; знакомят с примерами успехов. И т.д.
Учат фрагментарно, недостаточно и зачастую не тому, что нужно. Или же учат на долгосрочных курсах – но не тех, кому нужно, и по «западным калькам»…
Тогда чему и как нужно учить новаторов?
Во-первых, нужен новый образовательный контент.
Учитывая, что внедрение инноваций, создание и развитие стартапов, – всегда новое и нетрадиционное занятие, необходимо учить новаторов умению решать сложные задачи: как в поиске принципиально новых идей, так и в реализации инновационных проектов.
В этом может помочь обучение креативным технологиям, можно и нужно применять на разных этапах инновационного процесса. Результат применения творческих методик – повышение качества проектов на предпосевной и/или посевной стадии.
Во-вторых, не передача знаний, а формирования устойчивых навыков решения инновационных, предпринимательских проблем.
Тренеры вместе с новаторами обязательно должны решать реальные проблемы – по ходу обучения и создания инновационных продуктов и проектов. Помимо этого нужно «по ходу работы» формировать инновационные коллективы, которые в результате будут иметь соответствующие навыки, инструментарий для успешной реализации проектов.
В третьих, изменение времени обучения.
Нужно вводить более протяженные сроки обучения: как минимум, 2-3-х недельные школы (в т.ч. с промежутком между обучающими сессиями) и – обязательно – с работой участников над реальными проектами, в т.ч. в онлайн-формате.
Подводя итог
Мы считаем, что многие инновационные проекты можно кардинально улучшить. И это можно и нужно сделать. Причем, команда проекта, сделавшая переделку, если хотите, переупаковку проекта, становится на голову выше и в реальности может стать инновационной командой, которая сможет реализовать проект(ы).
Креативные технологии позволяют улучшить инструментальность работы над развитием проекта, а значит – кардинально повысить уровень стартап-команд и их проектов.
Поэтому мы предлагаем проводить серию двухнедельных пилотных семинаров-тренингов «Школа креативного инноватора» с дистанционным сопровождением между недельными сессиями: индивидуальные консультации, вебинары.
Приглашайте.
Смотрите подробную программу стартап-школы. А формат и программу – можно менять под конкретные обстоятельства и под конкретные группы обучающихся.
* * *
Все семинары и тренинги.
График креативных семинаров и мероприятий.