Детское проектное творчество в ОЦ «Сириус» с помощью ТРИЗ технологий
Проектная школа в ОЦ «Сириус»: как готовят изобретателей с помощью ТРИЗ технологий
Что сделать школьнику, чтобы разработать востребованный продукт и приобрести патент на изобретение? Для этого нужны знания и практика, а еще — поддержка специалистов, как это было в профильной смене Осенней проектной школы. О том, как из ребят ковали изобретателей через проектное творчество, вы узнаете из этой статьи.
Инженерно-техническое творчество с помощью ТРИЗ. Как это было
Сентябрь, Сочи. Образовательный центр «Сириус». Сотрудники центра «Идеальные решения» участвуют в профильной смене первой Международной осенней проектной школы. Учат детей креативным методам, помогают внедрять знания на практике в рамках инженерно-технического творчества и создавать собственные изобретения, среди которых потом окажутся робот-уборщик, система доступа по распознаванию лиц, устройство-таблетница «TabletOK», универсальная коробка для транспортировки вещей и другие изобретения. Итогом смены станет 15 готовых проектов.
Всё началось с идеи профильной смены для школьников, ведь они — молодежный кадровый резерв. Идейными вдохновителями и организаторами выступил Фонд Андрея Мельниченко, местом реализации программы стал образовательный центр «Сириус» (Сочи). На смене собрались юные изобретатели из центров детского научного и инженерно-технического творчества, созданных Фондом тех регионах, где присутствовали компании Еврохим, СУЭК и СГК. Среди зарубежных гостей были школьники из Китая, которые являются воспитанниками Фонда имени Сун Цинлин.
Фундамент плодотворной работы для инженерно-технического творчества
На профильной смене школьники активно получали новые знания и сразу же применяли их на практике. Программу курса инженерно-технического творчества разбили на 10 дней по 8 учебных часов (80 уч. часов). В первый день искали проблемы, которые затем превращались в проекты решений. В проектных сессиях рассматривались различные подходы к генерации проектов, проектные идеи, обзор креативных методов и места поиска идей — все это подавалось в познавательной и увлекательной форме. В ходе обучения участники разделились на команды и активно впитывали знания.
Ребята занимались под руководством экспертов в области теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из Центра креативных технологий «Идеальные решения»: мастера ТРИЗ Виктора Тимохова, кандидата психологических наук Нелли Козыревой, патентоведа Александра Хребтова и специалиста Максима Тимохова. Преподаватели образовательного центра «Сириус» Иван Шеков и Михаил Луцкий знакомили школьников с направлением «Ракетостроение», где основную массу составили ребята из Поднебесной.
Специалисты Центра были выбраны неслучайно. Они уже проводили подобные смены:
- образовательная смена для школьников «Я-изобретатель» в Анапе;
- Креативная игра «Изобретая робота» в Пензе на территории летней школы «TeenГрад 2016», где участвовали не только школьники, но и учителя;
- организовывали круглые столы для педагогов.
Маркетинговый анализ идей для поиска финансирования и дальнейшей реализации
Первый день открыл для ребят метод фокальных объектов, с помощью которого они избавлялись от стереотипов и инерции мышления, которые могут мешать при изобретательстве и проектном творчестве. Это органично включило ребят в активную деятельность и позволило создать по-настоящему новые и востребованные продукты. В дальнейшем специалисты внедряли другие креативные методы обучения.
Так, второй день посвятили изобретательским приемам по товарами услугам, чтобы усовершенствовать их и сделать востребованными на рынке. Также изучили типовые изобретательские приемы ТРИЗ (по игрушкам). В третий день проводились игры по морфологическому анализу, затем изучали метод изменения взаимодействий для генерации проектных идей.
Михаил Чернов, воспитанник Центра детского научного и инженерно-технического творчества г. Киселевска, поделился своими впечатлениями: «Больше всего меня удивило разнообразие лабораторий, сама программа проектной школы и новые знакомства. С помощью таких смен я совершенствую свои навыки и получаю новые знания, необходимые мне для создания будущих проектов».
Взято отсюда: https://www.popmech.ru/editorial/506912-itogi-mezhdunarodnoy-osenney-proektnoy-shkoly-fonda-andreya-melnichenko/#part0
В четвертый день школьники примерили на себя роль первооткрывателей, узнали о методе Колумба и Операторе РВС (размер-время-стоимость) для генерации идей.
От проектного творчества — к отбору идей и прототипированию
На пятый день участники структурировали полученные идеи и вносили их в общий список. К каждой задумке шло краткое описание. Ребята обосновывали ценность выбранной идеи, какие проблемы решает изобретение, кому это будет полезно и кто будет заинтересован вложить в это деньги. Так ребят готовили к взрослым реалиям жизни и современного рынка.
Идеи отбирали по следующим критериям:
- интересные идеи, которые никто не хочет реализовать;
- любопытные задумки, которые можно воплотить потом;
- интересные идеи, которые можно реализовать с учетом оборудования, которое находилось в образовательном центре «Сириус».
Всего было собрано около 250 идей, их отбор проводился по третьему критерию. Всего было задействовано 37 участников и 19 педагогов. Китайская группа занималась отдельно.
Отобранные идеи прошли через фильтр четырех наставников, которые отвечали за определенный тип оборудования. Вместе с педагогами они планировали, как будут составлять прототип и общий план работы с лабораториями. Делали это с одной целью — чтобы команды не ждали своей очереди к нужному аппарату и вели полноценную изобретательскую деятельность в рамках проектного творчества. При этом активно участвовали преподаватели технического творчества Фонда Андрея Мельниченко.
После этого каждая команда выступала с конечной идеей, над которой они будут работать вторую половину профильной смены. Тем самым школьники переходили на позицию технологов, чтобы затем воплощать разработки в реальные прототипы.
Реализация полученных знаний
В течение этих пяти дней ребята учились применять методы развития креативного мышления, анализировать чужие проекты из СМИ, интернета, хакатонов и стартап-сессий. Они разбирали их на составные части, на основе анализа создавали свои идеи, которые потом тоже станут проектами. Проводили анализ современных проблем, чтобы найти оптимальное решение.
Чтобы не работать впустую и найти отклик у инвесторов, ребята рассмотрели несколько тенденций развития определенных сфер жизнедеятельности человека. Ведь все это в дальнейшем позволяет создать востребованный и нужный продукт, который изменит быт и окружающий мир.
Даже когда они определились с идеей, создали его прототип, они снова изучали его как чужой, разбирали на составные части, определяли параметры, по которым можно усовершенствовать разработку. И все это — с изучением и практикой внедрения ТРИЗ инструментов.
Из обычных школьников — в изобретатели с патентами на изобретения
В ходе проектной школы специалисты активно использовали методы развития креативного мышления. Это позволило ребятам создать и разработать:
- складную пластиковую бутылку;
- мяч для спасения на воде;
- устройство «Assistant travel» для безопасного передвижения людей с нарушениями зрения;
- игрушки «Хут-хут», неваляшки «Солнечная система» и «Кот-охотник»;
- систему пропуска и фиксирования перемещения людей, которая основана на технологии распознавания лиц.
Отдельно подчеркнем, что для некоторых проектов (больше 10) подготавливались заявки для патента на изобретения. Ведь это была не обычная смена в пионерлагере, где за участие дают грамоты и хвалят за активное участие. Это — реальная разработка с проектным внедрением и последующей реализацией.
Для таких целей специалисты Центра креативных технологий «Идеальные решения» разработали специализированную модульную программу. Ее составляли мастер ТРИЗ В.И. Тимохов и кандидат психологических наук Н.А. Козырева. Специалисты Центра работали в тандеме с педагогами образовательного центра «Сириус», разработка макетов проходила в специализированной лаборатории.
Развитие творческого воображения через детское изобретательство и реальные проекты
Для изготовления прототипов изобретений менеджер Фонда Андрея Мельниченко оперативно закупал нужные компоненты. Вот кому действительно пришлось несладко! После создания файла со своей моделью ребята «выращивали» её на 3D принтерах, лазерных, токарных станках с ЧПУ, также работали на станциях для пайки электронных компонентов и так далее. Еще для изготовления использовали подсобные материалы, бумагу, картон. Все это в симбиозе с высокотехнологичными деталями превращалось в конечный прототип изготовления. Таким образом, в формате смены реализовалась программа кадрового резерва.
Практически все дни не прекращались вечерние консультации для команд проектов. На них обсуждали сам проект, возникающие проблемы в его реализации, перспективы дальнейшего развития. Рассматривались и устранялись возникающие ошибки, совершенствовались текущие модели прототипов. Кроме того, педагоги активно помогали ребятам в создании итоговых презентаций проектов.
Параллельно с прототипированием проводились занятия для педагогов по теме детского проектного творчества. С этой целью специалисты ЦКТ «Идеальные решения» провели несколько мастер-классов. Лейтмотивом занятий стало применение креативных методов ТРИЗ в рамках развития проектного творчества среди детей.
Техническое изобретательство с поддержкой педагогов
Когда ребята прототипировали, работали с оборудованием и материалами, большую помощь в их работе над собственными проектами оказывали педагоги региональных образовательных центров из Фонда Андрея Мельниченко. С ними детские изобретения воплощались в реальные физические прототипы. Всесторонняя поддержка выражалась во всем:
- в выборе материала;
- в работе с оборудованием;
- в применении имеющихся материалов;
- в формировании компьютерных моделей для последующей распечатки на 3D принтере.
Педагоги образовательных центров полностью включились в процесс изобретательства. Можно отметить качественную высокопрофессиональную работу педагогов центров.
Через тернии учебы к звездам высоким технологий
Кульминацией изобретательского действа стала презентация проектов. Ребята успели изучить креативные методы и типовые ошибки предшественников, проанализировать большое количество идей, разработать свою и реализовать ее в конечном проекте-изобретении. Для показа, как работает макет, юные изобретатели подготовили компьютерную презентацию.
Развязкой Осенней проектной школы стала заключительная проектная сессия, которая прошла в конференц-зале образовательного центра «Сириус». Здесь показывали макеты, выступали перед аудиторией с презентациями, а еще, подобно маркетологам и исследователям, докладывали результаты проведенных исследований, испытаний, делали выводы о перспективах дальнейшего развития проекта.
Это была не просто школа изобретательства в рамках реализации внутренней программы кадрового резерва. Для детей это стало настоящим плацдармом по раскрытию творческого потенциала. Когда по завершению ты держишь в руках реальный проект, который не нарисован на бумаге, не показан на дисплее, когда у тебя есть настоящий рабочий прототип изобретения, это дает заряд позитива и уверенности в дальнейшем будущем, уверенности в себе и своих силах.