Главная Cтатьи «Я-изобретатель» и это здорово!

«Я-изобретатель» и это здорово!

Этой осенью 2-25 октября 2014 г в городе Анапа состоялась первая выездная смена для творческих школьников «Я-изобретатель», на которую приехали ребята со всей России.

Более 250 участников со всей территории нашей страны – из Москвы, Тамбова, Новороссийска, Воткинска, Иркутска, Сарапула, Воронежа и т.д. приехали, чтобы принять участие в специальной образовательной программе, которую подготовили в Федеральном детском центре «Смена» компанией ГБОУ «ИннАрт» специально для творческих ребят.

Образовательная программа была очень насыщенна: ребята проводили индивидуальную и командную исследовательскую работу, участвовали в конкурсах на решение изобретательских задач и в масштабном турнире-игре «Выбираю Успех», подробно разбирали собственные проекты и консультировались с опытными преподавателями.  С наставниками юным изобретателям повезло, с детьми работали: Козырева Н.А. – кандидат психологических наук, зам. директора ГБОУ «ИннАрт» и Тимохов В.И. – мастер ТРИЗ, генеральный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения».

«Я-изобретатель» конкурс

Завершилась творческая смена конференцией «Изобретаем Будущее», где юниоры презентовали свои проекты, подготовленные и усовершенствованные за время выездной образовательной сессии. Часть проектов, родившихся во время смены, была концептуально проработана, вплоть до изготовления прототипов. Уже в Москве, при поддержке специалистов ГБОУ «ИннАрт» многие смогут улучшить, развить или закончить уже начатую работу и, возможно, задумаются о создании собственного старт-апа.

Конечно, во время образовательной выездной смены, большое внимание уделялось учебному процессу: для детей проводились семинары и тренинги по креативным методам и основам ТРИЗ (отечественной теории решения изобретательских задач). Знаниями, которыми теперь владеют ребята, обладают далеко не все взрослые изобретатели, программа обучения включала в себя огромный пласт материала – от истории возникновения и основных понятий ТРИЗ до сложнейших изобретательских приемов и методов:

  • Методы развития воображения, помогающие преодолеть стереотипность мышления (аналогии, метод фокальных объектов, морфологический анализ и пр.);
  • Основные понятия и инструменты ТРИЗ;
  • Изобретательские приемы и таблица разрешения противоречий;
  • Инструменты постановки задач (диаграмма Исикавы, FAST, приченнно-следственные цепочки, антиаварийный анализ);
  • Другие инструменты ТРИЗ (законы развития технически систем, вепольный анализ, банк физических, химически, геометрических и биологических эффектов);

Приобретенные теоретические знания юниоры тут же применяли на практике:

  • Тренировались решать простые и сложные изобретательские задачи – от усовершенствования игрушек, до поиска выхода из сложнейших технических и бизнес-проблем;
  • Использовали изобретательские приемы для создания сюжетов научно-фантастических рассказов, на итоговой конференции часть доклада была посвящена презентации именно этой идеи;
  • Для развития соответствующих навыков и получения обратной связи, юные изобретатели постоянно участвовали в презентациях, это лучшая возможность получить вопросы, мнения и новые идеи от других участников, а также помощь от преподавателей;

Для того, чтобы применить изученные инструменты для собственных проектов, выделялось отдельное время – ребята имели возможность работать, как индивидуально, так и в команде. Совместные обсуждения проектов, которые проводились в открытых беседках, так увлекали участников, что часто заканчивались уже затемно, при свете фонариков.

«Я-изобретатель» конкурс в Анапе Нелли Козырева

«Я-изобретатель» конкурс в Анапе Виктор Тимохов

Большую роль в обучении сыграл формат конкурсов на решение изобретательских задач. Всего в конкурсах приняло участие более 100 человек – 9 команд из разных городов России. Форматы проведения соревнований каждый день менялись:

  • Первый этап – групповое решение изобретательских задач, за два часа каждая команда решила 20 заданий.
  • Второй этап – ребята должны были применить один из исследовательских методов для поиска новых идей для усовершенствования робота-пылесоса.
  • Третий этап – решение сложных изобретательских задач.

В конце каждого этапа капитаны выносили свои решения на суд ведущему – одному из преподавателей Тимохову В.И., и получали краткий комментарий и оценку.  По общему количеству баллов были подведены итоги и награждены победители: команда москвичей заняла первое место, второе – получили ребята из Ижевска, с отставанием всего в 1 балл команда из Владикавказа стала третьей.

Проведение турнира по деловой игре «Выбираю Успех» – одна из ярких и запоминающихся деталей креативной сессии. Кстати, после завершения игры, поступили предложения провести подобные мероприятия в Воронеже, Тамбове, Дагестане, Удмуртии, Перми. Более 60 участников в составе 8 команд могли примерить на себя роль профессионалов экономики: Изобретателя, Коммерсанта, Финансиста или Промышленника. Ведущей деловой игры стала Козырева Нелли Арнольдовна – руководитель тематической смены «Я изобретатель».

Конечно, на черноморском побережье ребята не могли креативить и заниматься все 24 часа в сутки. Отдых необходим даже самым талантливым изобретателям: участники побывали на экскурсии в Новороссийске, гуляли, поднимались на горы, самые смелые даже купались.

Последний день стал самым важным. По итогам образовательной программы прошла научно-техническая конференция «Изобретая будущее». В работе итоговой конференции приняли участие Сахаров Станислав Константинович – руководитель федеральной программы  IT-start Росмолодежи, Михайлов Алексей Николаевич – руководитель направления Дома научно-технического творчества из Воронежа, Тимохов Виктор Иванович – мастер ТРИЗ, генеральный директор ООО «Идеальные решения», Козырева Нелли Арнольдовна – руководитель тематической смены «Я изобретатель», и 34 юных автора.

конкурс в Анапе Виктор Тимохов и Нелли Козырева

Ребята представили на суд строгого жюри свои проекты (часть из которых была доработана во время обучения, а некоторые идеи родились во время смены), сюжет придуманного научно-фантастического рассказа стал одной из составляющих оценки. Победителем тематической смены стал ученик 9 «А» класса СОШ № 1739 г. Москвы Михаил Ткаченко с проектом «Homeleon». Сюжет его рассказ «Пётр I и машина времени» показался всем участникам наиболее интересным. Лучший макет был сделан учеником 8 «А» класса СОШ № 1716 «Эврика-Огонёк» г. Москвы Дмитрий Никифоров, который тоже получил заслуженный приз.

Победители конкурсов по решению изобретательских задач и лучшие творческие проекты получили обязательные призы и награды. Награждение победителей прошло на церемонии закрытия. Руководитель программы IT-start Станислав Сахаров сказал ребятам немало добрых слов и выразил надежду, что ни не остановятся на достигнутом и будут активно развиваться как творцы.

Творческая смена закончилась, ребята вернулись домой, но мы надеемся, что они не забудут дней, проведенных в Анапе, а полученные знания и опыт обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни. Отдельно хочется поблагодарить руководителей и сотрудников ГБОУ «ИннАрт» и особенно – зам. директора «ИннАрт» Козыреву Нелли Арнольдовну за огромную организаторскую работу. Хочется верить, что эта образовательная смена не последняя и работа с талантливыми школьниками будет продолжаться.

награждение победителей конкурс Я изобретатель 2014 Анапа