Главная Cтатьи Решаем проблемы «по Винни-Пуху»!

Решаем проблемы «по Винни-Пуху»!

Аллен Р.Э.  Аллен С.Д. Винни-Пух решает проблемы. – СПб.: Амфора. 2005. – 246 с.

В сегодняшнем материале я предлагаю обсудить одну замечательную книжечку. Замечательную в смысле ЗаМеченную, остановившую на себе моё внимание. И внимание, постояв на этой книге некоторое время, решило, что она – книжка – вполне достойна  подробного обзора.

Не откладывая в долгий ящик – потому что попасть в ящик легче, чем из него выбраться – в чем суть книги:

Авторы предлагают определенный метод решения проблем, названный ими «ОТВЕТ» – аббревиатура из первых букв шагов алгоритма. Метод решения проблем раскрывается в книге в ходе взаимодействия некоего Незнакомца с героями книги Милна «Винни-Пух», знакомой всем нам в переводе Заходера (в настоящее время есть переводы других авторов – я видел как минимум два – но они, возможно, будучи более близкими к оригиналу, тем не менее выглядят более занудными). Незнакомец просит помощи персонажей для написания книги, а взамен предлагает обучить их своему методу.

Обсуждение каждого из шагов алгоритма ведется с самых разных сторон. Это достигается за счет высказывания каждым из героев книги своего понимания услышанного. Как вы помните, Винни-Пух, Пятачок, Кролик, Сова и другие персонажи представляют разные характеры, разные способы понимания мира и жизни в нем, поэтому шаги алгоритма получают освещение минимум с 3, а то и с 5-6 точек зрения. Сами понимаете, сложно оставить в тени какие-либо части, если тебя осветили с нескольких сторон одновременно!

При объяснении шагов метода используются примеры из историй о Винни-Пухе, что позволяет увидеть все нюансы предлагаемых техник – кто же не зачитывал до дыр книжку о плюшевом любителе меда, не помнил всех деталей прихода Тигры в Лес, или особенностей игры в пустяки! Причем кроме известных историй, разбираемых под неожиданным углом зрения, ближе к концу сначала Незнакомец, Пух и Пятачок, а затем и все звери уже самостоятельно решают пару новых проблем, четко следуя предложенному алгоритму, но вполне в духе книги-оригинала. В этом смысле обсуждаемую книжку можно было бы даже по жанру отнести к эдакому методологическому фанфику. Тем более что авторам удалось неплохо приблизиться к  стилю оригинального произведения, и отдельные фрагменты весьма близки по духу книге Милна.

Помимо примеров, в конце книги представлен в расширенной форме сам алгоритм, а в книге в нескольких местах повторяется «пыхтелка» Винни-Пуха, описывающая алгоритм в стихотворной форме.

Другими словами, трудно ещё что-то придумать, чтобы лучше запечатлеть в памяти читателей метод «ОТВЕТ».

Теперь обсудим сам предлагаемый алгоритм, то есть походим вокруг него и будем судить строго и непредвзято каждый фрагмент, пока он сам не признается нам во всех своих секретах.

Шаг первый: Обозначить проблему или ситуацию. Другими словами, этот шаг можно было бы назвать «Кто кого выбрал»

Здесь предлагается решить, я выбрал проблему или она выбрала меня; выбрана ли проблема для исправления процесса или ситуации; простая, сложная, единичная или множественная эта проблема. Не замаскирована ли она. И вообще, для кого эта проблема является таковой, а для кого нет. Предлагается точно сформулировать проблему, четко и ясно, насколько можно.

Очень интересным на этом шаге является выделение эмоционального фактора: предлагается оценить, задействован ли он, и охарактеризовать, как. Тем самым происходит некое осознание эмоциональных помех, вносимых в восприятие ситуации, и некое отстранение от них. Очень полезная вещь, и жаль, что во многих более развитых методах этому не уделяется внимание.

Шаг второй: Точно определить проблему, разложив по полочкам.

Здесь предлагается определить такие вещи, как Начальная точка (любые изначальные условия, текущее состояние); Цель (как желаемый конечный результат при успешном завершении); Препятствия (любые сдерживающие факторы или преграды).

Другими словами, идет анализ нежелательных эффектов, мешающих достигнуть цели с учетом начальных параметров системы.

Шаг третий: Вычленить все-все-все составные части путем вопросов.

Почему стоит решать эту проблему?

Что она из себя представляет? Почему можно считать её проблемой?

Где она произошла? Почему она произошла именно там?

Когда она имела место? Почему именно тогда?

Кто задействован? Почему задействованы именно эти лица?

Как проблема возникла? Почему она возникла именно тогда?

Авторы считают, что надо обязательно задавать вопросы примерно в такой последовательности: Почему? Что? Почему? Где? Почему? Когда? Почему? Кто? Почему? Как? Почему? Это делается для выявления специфической природы самой проблемы. Фактически на этом шаге вычленяются объекты, и пространственно-временная структура проблемы. Хотя акцент именно на таком порядке вопросов кажется мне немного надуманным.

Шаг четвертый: Придумать несколько подходящих решений, выбрать одно и усовершенствовать его.

На этом шаге оговаривается, что разные подходы применяются в зависимости от проблемы. Выбор подхода авторы предлагают осуществлять также с учетом опыта и здравого смысла. Ещё один критерий – если подход не дал много хороших решений, то, наверное, надо подойти с другой стороны.

Опыт: Решали ли Вы уже подобную проблему?

Подход:

Числовой

Графический

Логический

Аналогия

Интуитивный

Другие.

Генерирование идей: придумывайте идеи, но не оценивайте и не критикуйте их. Возьмите проблему и её часть и:

– Добавьте что-то

– Уберите что-то

– Поменяйте местами две части

– Переместите что-то

– Замените что-то на что-то другое

– Скомбинируйте два элемента

– Используйте свободные ассоциации

Выбор лучшей идеи:

Рассмотреть все плюсы и минусы для каждой, комбинировать и видоизменять идеи.

Улучшение и усовершенствование:

Тщательно изучить выбранную идею и усовершенствовать её или что-то подправить.

Четвертый шаг, по большому счету, представляет собой мозговой штурм, в сочетании с изменением базовых параметров объекта по шкале идеализации, аналогиями  и приемами фантазирования (для специалистов по ТРИЗ: МШ + РВС + Фантограмма + Свободные ассоциации + Аналогия)

Не забыт – и это очень важно! – такой раздел решения задачи, как тестирование и внедрение. Этому посвящен пятый шаг метода «ОТВЕТ».

Шаг пятый: Точно следовать выбранному решению, проверить результат.

План действий: наметить путь, перечислить всё, что необходимо последовательно сделать или найти, распределив при этом ответственность.

Тестирование в малом масштабе: если решение приемлемо, то опробовать его в малом масштабе.

Воплощение решения в жизнь и проверка результатов: воплотите решение и проверьте критерии оценки успеха.

Если решение не сработало, то используйте негативный опыт как дополнительное знание и повторите все вышеперечисленные шаги.

Где этот метод можно использовать:

В принципе, рассмотренный алгоритм можно успешно использовать при начальном обучении эвристическим методикам. Он хорошо ложится на существующие подходы при обучении ТРИЗ и РТВ. Раздел постановки достаточно проработан для несложных задач. Раздел генерации идей хорошо дополняется всеми приемами фантазирования и другими инструментами вроде Эвроритма, а также приемами разрешения ТП. При отборе и тестировании в алгоритм достаточно органично вписываются такие инструменты, как Техническое Противоречие (ТП), Идеальный Конечный Результат (ИКР), Физическое Противоречие (ФП).

Конечно, этот метод – не замена сложным инструментам, но при обучении на начальном уровне его использование будет полезным. Тем более, что в книге уже достаточно примеров и историй, чтобы внятно объяснить принципы этого метода не только взрослым. А вам, уважаемые читатели, предлагаю попробовать этот метод на своих задачках. Думаю, вам понравится!

Бубенцов В.Ю.