Главная Cтатьи Как решать свои проблемы, или учебник для взрослых детским языком

Как решать свои проблемы, или учебник для взрослых детским языком

Кен Ватанабе. Учимся решать проблемы. Издательство: Companion Group Год: 2010 Страниц: 144

Книга посвящена навыкам решения проблем. Автор – в прошлом консультант компании McKinsey. Книгу изначально написана для школьников, хотя, на мой взгляд, она как раз полезнее взрослым.

В книге, разбитой на 4 урока, речь идет в первую очередь об аналитическом инструментарии работы с проблемой, и совершенно не затрагивается вопрос генерации идей. К слову, на тему генерации литературы столь много, хотя и разного качества, что автор, видимо, решил освободить читателей от необходимости знакомиться с 1001 модификацией мозгового штурма, и сосредоточился на более редко описываемых методах.

Урок 1

Этот урок посвящен описанию психологических качеств решателя проблем и построению «логических деревьев». В плане описания качеств решателя автор не оказался оригинален: вначале представил 4 типа подходов к проблеме, фактически переименовав древнюю классификацию 4 типов характеров (сангвиник, холерик и т.д.) новыми словами, и затем представил характер хорошего решателя как некий синтез положительных качеств всех типов характеров. Это, возможно, полезно с точки зрения констатации, что должно быть, но совершенно не раскрыта тема, как эти качества в себе воспитывать. Кроме того, несколько надуманным видится попытка привязать определенные черты характера к 4-этапному процессу решения проблемы. К тому же в дальнейшем тексте тема про качества решателя совершенно не используется. Видимо, это – своего рода обязательный  «ритуальный поклон» в сторону нынешней моды, согласно которой ни одна книга про творчество и решение проблем не может обойтись без подобного «психологического зачина».

Кстати, о 4 этапах решения проблемы. В интерпретации автора эти этапы выглядят так:

  1. Оценка текущей ситуации
  2. Выяснение первопричины проблемы
  3. Составление эффективного плана действий
  4. Выполнение плана до тех пор, пока проблема не будет решена (с периодическим возвращением в пункт 1).

В книге автор уделяет внимание не всем пунктам плана, основное внимание уделяя постановке задачи.

После обсуждения характеров Ватанабе вводит понятие «логического дерева». Под «деревом» имеется в виду графическое представление разных способов мышления – и дихотомическое деление, и разбиение проблемы по выбранным категориям с последующей группировкой похожих ветвей в одну группу, и описание ответов на ряд вопросов (близкое к методу FAST).

Урок 2

Во 2 уроке на задаче о маркетинговом продвижении школьной рок-группы демонстрируется алгоритм решения проблемы

1. Диагностика ситуации и установление первопричины проблемы

1)      Перечислите все потенциальные первопричины проблемы

В этом разделе идёт построение цепочки ответов на вопрос «Почему?». В результате происходит выявление нескольких причин (ключевых нежелательных эффектов, можно сказать). На этом этапе автор предлагает использовать дерево «Да-Нет», то есть отвечать на ряд простых вопросов, требующих ответов «Да» или «Нет».

Пример:

2)      Выдвиньте гипотезу относительно первопричины, которая кажется Вам наиболее вероятной.

Гипотеза, в интерпретации Ватанабе – это интуитивное предположение о наиболее вероятном объяснении.

3)      Установите, какой анализ и какая информация необходимы для проверки Вашей гипотезы.

На этом этапе автор предлагает на первое место поставить сбор информации и анализ.

Ватанабе предлагает четко определиться, ответ на какой вопрос вы ищете, и перед сбором информации составить генеральный план исследования (можно назвать его также регламентом работ). В этом плане несколько колонок: вопросы, которые вы собираетесь решить; ваши исходные гипотезы; обоснование гипотез; все виды анализа и необходимые действия или данные, которые нужны для доказательства или опровержения гипотез; источники информации.

4)      Сделайте анализ и установите основную первопричину проблемы

По результатам исследования определяется наиболее вероятная причина проблемы (происходит выбор ключевого нежелательного эффекта для постановки задачи)

2. Разработка решения

1)      Разработайте как можно больше различных вариантов решения проблемы

Здесь происходит генерация решений (о способах генерации в книге Ватанабе ни слова) и построение логического дерева этих решений (дерево вариантов). Далее происходит отбор решений.

2)      Установите приоритетность действий

Выбираются критерии. Строится матрица 2 на 2. По одной шкале для задачи, рассматриваемой в книге, откладывается сила воздействия мероприятия на людей от высокого до низкого. По другой – степень простоты осуществления (по сути, идет построение в системе координат полезные факторы – факторы расплаты). Далее происходит группировка идей по соответствующим квадрантам и отбор.

3)      Разработайте план внедрения.

На этом этапе происходит анализ ресурсов, и корректировка предыдущей диаграммы с учетом имеющихся и выявленных ресурсов.

Урок 3

В третьем уроке Ватанабе предлагает заняться целеполаганием. Для чего предлагает следующую последовательность действий:

1. Поставить перед собой четкую цель.

Для определения цели предлагается обратить внимание на такие параметры, как конкретность, четкость, «счетность», временные параметры, иные граничные условия. Даётся призыв «увидеть цель».

Заметим здесь, что есть небольшая группа авторов – разработчиков эвристических методик, которые напротив настаивают на вреде очень конкретного формулирования цели. Отметим, что это как правило представители различных ассоциативных методик, и действительно, при их применении слишком поспешное заужение цели может быть вредно. Но в нашем случае речь идет о других инструментах.

2. Определить разрыв между поставленной целью и текущим положением вещей.

Важно увидеть разницу между «сейчас» и «тогда».

3. Сформулировать гипотезу о том, каким образом можно преодолеть этот разрыв и достичь цели.

1) Перечислить как можно больше идей и вариантов

2) Отобрать лучшие идеи в качестве гипотезы.

Здесь автор предлагает воспользоваться снова логическим деревом, записав свою проблему и далее, идя вправо, пристраивать к ней ветви решений. Для разрастания дерева предлагается отвечать на два вопроса: «Существуют ли другие способы решения проблемы?» и «Что конкретно относится к этой категории?». Затем идет оценка идей, отсечение слабых.

На стадии отбора идей предлагается воспользоваться «гипотетической пирамидой», то есть группировкой пунктов в задаче таким образом, чтобы образовалась пирамидальная структура. По предположению автора, существует два вида пирамид: группирующая, в которой блоками нижнего уровня являются ответы на вопросы почему, как и что, и аргументирующие, в которых несколько утверждений ведут к общему умозаключению.

4. Проверить гипотезу. Если она опровергнута, вернуться к шагу 3.

1) Определить, какая информация необходима и как осуществить анализ, чтобы проверить гипотезу.

2) Провести анализ и разработать план.

Здесь вновь предлагается воспользоваться генеральным планом, чтобы проверить гипотезы и зафиксировать результаты. Для лучшего представления результатов анализа предлагается матрица 2 на 2. Затем на основе результатов анализа строится план, собирается дополнительная информация, анализируются ресурсы системы и план корректируется.

Особым пунктом в этом уроке автор выделил мысль: результат равен произведению эффективности плана на качество исполнения.

Урок 4

В последнем уроке, автор предлагает поразмыслить над выбором того или иного варианта действия.

Предлагается после перечисления вариантов сделать таблицу «За и Против» для каждого варианта, взвесить каждый пункт (то есть присвоить ему тот или иной вес, баллы), и исходя из этого выбрать самый привлекательный.

Помимо этого, предлагается и другой инструмент – для работы с критериями.

После перечисления вариантов идёт перечисление критериев оценки. Затем определяется степень важности каждого из критериев (например, высокая, средняя и низкая). Каждый вариант оценивается по этим критериям, оценка задается например трехуровневая (очень привлекательно, привлекательно, непривлекательно). По результатам выбираем наиболее устраивающий нас вариант.

Также Ватанабе настоятельно советует нам при выборе тех или иных критериев почаще сомневаться, задавать побольше вопросов и искать ответы на них. Другими словами, осуществлять поиск решения в несколько итераций.

Давайте теперь подведём итог – что мы можем извлечь из книги полезного

  1. Несомненно полезный инструментарий – построение разветвлённых деревьев для визуализации и систематизации информации.
  2. Акцентирован момент поиска первопричин.
  3. Предлагается пользоваться регламентом работ при проверке гипотез.
  4. Указывается на необходимость определения приоритетности задач.
  5. Планы должны корректироваться в зависимости от реальных ресурсов.
  6. Даны способы выбора при наличии многокритериальных вариантов.

Несмотря на то, что эти инструменты могут быть очевидными для специалистов, в массе рядовых решателей они не всегда используются, поэтому несомненно можно рекомендовать эту книгу к прочтению и использованию.

Бубенцов В.Ю.