Тодд Сайлер, или новое изобретение велосипеда
Книга посвящена описанию разработанного американским автором Тоддом Сайлером метода, названного им метаформингом и изложенного в книге «Мыслить как гений. Полное руководство пользователя собственным мозгом», изданной на русском языке в 2005 году.
Главная мысль руководства для гениев – указание, что гении способны видеть то, что другие упускают из виду, и в этом их главное отличие. Соответственно автор предлагает свой вариант, как можно научиться видеть окружающий нас мир подобно гениям. То есть ни много ни мало – как проникать в смысл вещей. Для этого предлагается метод, названный метаформингом (от греческого метафора – перенесение).
В чем соль?
По сути своей метод представляет использование сложных метафор для того, чтобы превратить неизвестное в известное путем переноса значений и ассоциаций с одного объекта на другой, а затем путем осмысления и задавания вопросов открыть новое, неизвестное в известном.
Фактически Сайлер – яркое воплощение народной мудрости об открытии Америки или изобретении велосипеда, поскольку его руководство представляет упрощенный и методически более несовершенный вариант другого метода – синектики – явленного миру в 1961 году Гордоном и основанного, в частности, на идее, что хотя результаты решения проблемы рациональны, но ведущий к решению процесс основан на привлечении и развитии образов.
Если в синектике используется 3 типа действий, которые наталкивают решателя на образы, идеи, то Сайлер сделал упор на один – на метафоры.
Хотя метод Сайлера по сути представляет собой работу со сложной метафорой, сам автор предлагает отделять созданный им метаформинг от метафор. Он определяет метаформинг как сознательное исследование связей между объектами и явлениями, используя аналогии, обороты речи, символы, визуализацию и многое другое. Но на протяжении всей книги, надо признать, граница между метафорой и метаформингом видится весьма зыбкой.
Упирая на то, что метафоризация есть свойственное человеку от рождения действие, Сайлер предлагает использовать свой метод для всего на свете. Но по сути своей главная задача метод – поиск новых смыслов, представление сложных запутанных идей и проблем в более простой и доступной форме через сравнение любых предметов или явлений.
Как это работает?
Для создания смысла через выявление связей Сайлер предлагает учитывать явные прямые связи (так он называет физическое подобие предметов) и неявные непрямые связи, или концептуальное подобие процессов.
Для создания метафоры автор полагает важными выявить связь, а также отношение как свойство, соединяющее предметы, не связанные на первый взгляд. То есть опирается в первую очередь на выявление прямых аналогий и аналогий отношений. Прочие виды аналогий всплывают у него в неявном виде при дальнейшей работе, то есть при исследовании – изучении общности и воплощении её в виде рисунков, моделей и описаний (как художник Сайлер больше делает упор на визуальное представление).
Затем подключается анализ, хотя правильнее было бы сказать, оценка сделанного и поиск нового смысла (к сожалению, перевод книги оставляет желать лучшего); трансформация как способ изменить визуальный образ и найти что-то новое, и опыт – как результат применения рисунка или модели в новых контекстах.
Все эти 6 операций – связь, отношение, исследование, анализ, трансформацию и опыт – автор предлагает применять на каждом из 4 шагов метаформинга.
Итак, шаги:
1. Связь
2. Открытие
3. Изобретение
4. Применение
На первом шаге выявляются всяческие связи двух объектов, явлений, с использованием всех видов сравнения.
На втором – при более глубоком проникновении в открывшиеся связи вы совершаете некое открытие для себя, новый смысл.
На третьем шаге вы делаете изобретение, то есть рассматриваете различные аспекты вашего открытия, обработанные с помощью интеллекта и воображения как ответ на вызов внешней среды.
И на четвертом шаге найденные вами принципы используются неким конкретным образом, вы строите модель внедрения.
После окончания одного цикла метаформинга может начаться второй, и так до бесконечности.
Есть проблемы!
Сайлер активнейшим образом предлагает использовать на каждом шаге и с каждым инструментом вопросы, поскольку поиск связей и отношений, исследование и анализ их собственно предполагают, но порядок и правила постановки нужных вопросов остается за рамками книги.
Другим недостатком является то, что также не обсуждается автором вопрос выбора предметов для сравнения. Представляется, что, выбрав тему – то есть один из предметов – второй автор ищет случайным образом, среди карикатур и рисунков. И дальше, отталкиваясь от этого, начинает выстраивать цепочку рассуждений и поисков смыслов. Возможно, не случайно все примеры – а они занимают большую часть книги – относятся к социальным ситуациям, а также ситуациям поиска смысла жизни. В таких примерах можно избежать конкретики, которая неизбежно будет всплывать при использовании метаформинга для совершенствования, например, крышки заварочного чайника.
Что в итоге?
Подводя итог, надо отметить, где метод Сайлера – метаформинг – может быть полезен.
Несомненно, на стадии исследования проблемы, постановки задачи. Главным образом именно эта область представляется наиболее удачной для метаформинга, напрямую отвечая функциям метафоры. Несомненно, при тренировке воображения, в рамках курса РТВ (развитие творческого воображения), метаформинг также может успешно использоваться для сбива психологической инерции. Но метод Сайлера должен быть дополнен в разделе рекомендаций по выбору объектов для сравнений, в разделе постановки вопросов (в той же синектике, например, есть специальный шаг алгоритма – постановка вопроса, вызывающего аналогию), и алгоритмов формирования метафор (по поводу алгоритмов составления метафор много более четких алгоритмов в литературе по ТРИЗ и другим эвристическим методам, в литературе по метафорам – настоятельно рекомендуется их оттуда взять).
Что касается «решательной» способности метода, то она скорее может проявиться при использовании метода Сайлера вне области технических задач. Вполне возможно, что для задач межличностных, организационных, рекламных предлагаемый подход может быть полезен и как «решательный» механизм. Но в этой области уже есть синектика, как уже упоминалось, и как более проработанный и предсказуемый метод – синектика предпочтительнее метаформинга. А метаформинг, дополненный и отлаженный, может служить для отработки первичных навыков работы с метафорами при обучении решателей.
Бубенцов В.Ю.