Светить всегда!
Практическая задача из курса вебинаров «Секреты энергоэффективности и энергосбережения»
Исходная ситуация мини-кейса
Угроза будущего глобального энергетического кризиса давно маячит над человечеством. Но в истории уже случались времена, когда такая угроза оказывалась для некоторых государств жестокой реальностью. В свое время с энергетическим кризисом столкнулась Голландия. Эта страна издавна славилась не только своими дамбами и тюльпанами, но и массовым производством ювелирных украшений. Алмазы, играющие блеском, в освещенных витринах магазинов всегда манили здесь покупателей. Однако правительство из-за энергетического кризиса запретило тогда освещение витрин. Владельцы ювелирных магазинов страдали: украшения выгодно рекламировать в лучах света, а делать это вечером теперь нельзя. Как же быть владельцам магазинов?
Варианты решения мини-кейса
Просто воровать электричество обходными путями по исконно русской привычке явно не получится – менталитет не тот, да и госнадзор не позволит. Единственная освещенная витрина на темной улице сразу бросится в глаза.
Получить разрешение на освещение витрин за повышенную оплату электроэнергии тоже вряд ли удастся. Кризис есть кризис, а решение правительства на то и решение правительства, чтобы его исполняло все население страны.
Оставить, как есть, и дожидаться лучших времен, опять-таки не выход. Если не будет рекламы, уменьшатся продажи, и ювелиры просто разорятся.
Как же быть?
Давайте разбираться. Прежде всего, определим круг объектов, среди которых нам надо искать решение этой задачи. В нашем случае это витрина, ювелирные украшения на ней и потенциальный покупатель. Чтобы покупатель увидел вечером украшения на витрине, она должна быть освещена. В то же время она не может быть освещена из-за строжайшей экономии электроэнергии. У нас явное противоречие. Именно его нам и предстоит разрешить. При этом идеальным выходом для нас была бы ситуация, когда витрина сама себя освещает. Но как это сделать?
Давайте вновь обратимся к объектам в нашей системе и попытаемся рассмотреть все ресурсы, которые мы можем использовать. Ювелирные украшения сами себя освещать не смогут – это понятно. Значит, источник света должен находиться рядом с ними в витрине. Хотя, можно не освещать все пространство, а подвести к каждому выставленному на витрине алмазу точечную подсветку и с помощью системы зеркал осветить как можно большую площадь. Но использовать все равно придется электрическое освещение. Плюс к этому прибавятся еще и расходы на новый дизайн витрин и услуги инженера и конструктора.
А если использовать в оформлении витрины специальное светоаккумулирующее покрытие, как на циферблатах командирских часов? Днем оно заряжается от солнца, а ночью подсвечивает витрину голубым свечением. Однако, сколько будет стоить такое покрытие на всю витрину? К тому же не факт, что оно будет давать нужное количество света и достаточно долго. Ведь пасмурных дней, когда солнце вовсе не появляется на небе, в году достаточно. А, если к тому же магазин стоит в тени? Вспомните, какие узкие улочки в Амстердаме, столице Голландии! Нет, передовые достижения химии голландским ювелирам во время энергетического кризиса тоже вряд ли помогут.
А что, если вместо электрического освещения использовать, например, свечи? Однако тут возникает сразу несколько проблем. Во-первых, открытый огонь в витрине потребует различных противопожарным мер. В том числе и постоянное присутствие самого хозяина магазина или кого-то из его служащих: огонь есть огонь! Во-вторых, свечи сгорают и плавятся, а это значит, что освещение украшений на витрине будет постоянно «плавающим», «мерцающим». И где гарантия, что потенциальный покупатель увидит алмазы именно в тот момент, когда они будут освещены наилучшим образом?! Ну, а в-третьих, свечи надо постоянно менять, и сколько их нужно хотя бы для одной витрины и на один вечер? Нет, свечи нам, скорее всего, не подойдут.
В системе остается еще один объект – потенциальный покупатель. Товар на витрине предназначен именно для того, чтобы привлечь его внимание. На освещенной витрине он видит все сразу. А в сумерках? Но ведь потенциальный покупатель – это человек, который в той или иной степени сам заинтересован наилучшим образом познакомиться с возможной покупкой. В данном случае – рассмотреть украшение во всей его прелести при свете электричества. Мотив к совершению действия налицо. Конечно, он может зайти в магазин и попросить об этом продавца. Но почему бы не создать покупателю возможность самому удовлетворить это желание?
Как решили задачу в реальности
Именно так и поступил один владелец ювелирного магазина в Голландии во времена энергетического кризиса. Рядом с витриной он вывесил объявление: “Желающих осмотреть витрину прошу крутануть ручку”. Особо любопытные крутили ручку, соединенную с динамо-машиной, и лампочки в витрине загорались.
Технология поиска решения
Мы, прежде всего, определили систему объектов, среди которых нам предстояло найти решение. Это украшения, витрина и потенциальный покупатель.
Мы выявили противоречие в этой системе: витрина должна быть освещена в темное время суток и витрина не может быть освещена.
Мы рассмотрели ресурсы каждого из объектов системы с позиции идеального конечного результата – ИКР. Идеальный результат – это когда витрина сама себя освещает.
В итоге ресурсы одного из объектов системы – любопытство потенциального покупателя – вполне подходят для достижения поставленной цели. Остается только предоставить ему условия для самообслуживания.
Главное при разборе подобных задач – это отработка технологии поиска эффективных решений. Данная методика будет “работать” в любой другой области, а не только для ювелирных магазинов Голландии.
Практические разборы других креативных задач вы найдете в курса вебинаров «Секреты энергоэффективности и энергосбережения»