Создание нового товара или услуги методом изменения связей
Создание нового товара или услуги методом изменения связей
В марте 2020 года прошел мастер-класс по ТРИЗ. Он был посвящен методу изменения взаимодействий, с помощью которого можно создавать новый товар или услугу, а также совершенствовать существующие продукты. Сотрудники Центра креативных технологий «Идеальные Решения» провели мастер-класс в «Точке кипения – Коммуна НИТУ «МИСиС». Разбирали теорию и практику, рассказывали о типичных ошибках использования, помогали участникам решать практические задачи.
В этой статье рассказываем о применении метода изменения взаимодействий при создании нового товара, продукта или услуги.
Этапы разработки нового продукта
Благодаря методу изменения связей можно по-новому взглянуть на конкретный прототип. На первых этапах берутся два переменных свойства продукта или процесса взаимодействия (взаимосвязей). Затем эти связи изменяются, после чего мы анализируем, какие изменения произошли в товаре, и за счет них генерируем новые идеи. Таким образом мы стремимся поднять ценность конкретного продукта, улучшить его. В некоторых случаях это приводит к кардинальным изменениям, вплоть до изменения самой концепции товара.
Большим плюсом метода является то, что он позволяет уйти от типичных решений и привычек мышления. Мы освобождаемся от стереотипов, инерции нашего ума и пробуем идти по совершенно другому пути.
Прорабатываем уровни новизны продукта
С помощью метода изменения взаимодействий мы ищем, как обновить товар. Для этого берем конкретный прототип, например, детский крем. Например, мы берем момент нанесения крема на детскую кожу. Анализируем элементы системы: упаковка, тюбик, крем, грудной ребенок, рука взрослого человека. Далее выбираем одну пару взаимодействующих объектов «крем-ребенок».
У этих объектов есть свои переменные свойства. У крема это будет запах, вязкость, количество жиров и масел, цвет, концентрация действующего вещества. У ребенка это объем выделений, кислотность (pH), возраст, чувствительно кожи, время суток и состав потребляемой пищи. Рисуем таблицу: свойства первого объекта записываем в первый столбец, второго — в первую строчку таблицы. Вот что у нас получилось:
Таблица 1.
Теперь выполняем структурный анализ продукта, смотрим наличие связей. В ячейках указываем цифру «0», если нету взаимосвязи между парами переменных свойств, и цифру «1», если она есть. Так, если нет зависимости цвета крема от времени суток, в их общей ячейке проставляем «0». А когда концентрация действующего вещества зависит от чувствительно кожи малыша, следует поставить в общую ячейку цифру «1». Последовательно мы заполняем всю таблицу, получая текущий анализ связей продукта.
После этого начинаем изменять существующие связи у нашего прототипа. Там, где стоял «0», устанавливаем связь (1) и смотрим, как изменится наш продукт и способ его использования. Начинают появляться различные вопросы, которые подводят нас к совершенствованию продукта:
- Что будет, если концентрация действующего вещества будет зависеть от времени суток?
- А если цвет будет зависим от объема выделений?
- Мы привяжем вязкость ко времени суток — что это нам даст?
Так мы подходим к созданию новых идей. С одной стороны, это может помочь расширить ассортиментный ряд или улучшить свойства существующего крема. С другой — можно получить другую концепцию продукта и выйти на создание нового товара.
Подробней изучить этот метод вы можете на тренинге «Создание продуктов и услуг».
Поиск новых идей и их генерация
Из предыдущего этапа становится ясно, что через создание новых связей мы идем к генерации идей.
Например, связка «вязкость — время суток» подсказывает идею: что следует создать два вида крема: ночной и дневной. Связка «запах — объем выделений» ведет к следующей идее: когда грудной ребенок сходил «по-большому», крем начинает источать сильный маскирующий запах (ромашки, лаванды, фруктов). А зависимость переменных «чувствительность кожи — концентрация действующего вещества» говорит о том, что можно расширить ассортиментный ряд следующим образом: крем для чувствительной кожи малыша с малой концентрацией и обычный крем.
Таким образом мы проводим тщательный анализ взаимодействий между свойствами и фиксируем полученные идеи. После этого занимаемся их отбором. Далее изучаем, как позиционировать новый товар в маркетинге. Оцениваем, стоит ли запускать его на рынок, и, если стоит, отбираем варианты тестирования и запуска в продажу.
Автор: Николай Прокопьев