О вебинаре “Секреты энергоэффективности и энергосбережения”
Расходы существуют не для того, чтобы подсчитывать. Они существуют, чтобы их снижать.
Тайчи Оно, создатель производственной системы Toyota
Центром креативных технологий «Идеальные решения» разработан новый обучающий продукт и проведен вебинар по теме “Секреты энергоэффективности и энергосбережения: применение изобретательских приемов в повышении энергоэффективности технологий и процессов”.
Проанализируем данный вебинар.
Для кого вебинар?
28-29 июня 2011 года центр креативных технологий «Идеальные решения» совместно с Международным институтом менеджмента для объединений предпринимателей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации провели 8-часовой (2 дня по 4 час) вебинар “Секреты энергоэффективности и энергосбережения“.
Курс предназначен для инженеров, исследователей, конструкторов, технологов, менеджеров, которые осваивали технику решения проблем, методы снижения энергетических затрат и поиска скрытых резервов процессов и продуктов.
В данном вебинаре участвовали специалисты из различных городов России: Москва, Киров, Кемерово, Рязань, Санкт-Петербург, Новгород, Пенза, Псков, Белгород, Калуга, Тольятти, Омск. Отзывы участников о вебинаре – положительные.
Авторы и ведущие вебинара – сотрудники компании «Идеальные решения»,
А.В. Подкатилин, Мастер ТРИЗ.
В.Ю. Бубенцов, к.т.н., сертифицированный специалист по ТРИЗ, исполнительный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения».
В.И. Тимохов, Мастер ТРИЗ, генеральный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения».
Что сегодня делается в сфере энергосбережения, энергоэффективности?
Сегодня основное направление, которое рассматривается практиками в стране в области энергосбережения, энергоэффективности – подход к этой проблемы «с позиции энергетика».
В чем суть этого подхода? В нем можно выделить несколько тезисов:
Во-первых, «давайте сменим устарелое энергетическое, тепловое и, возможно, технологическое оборудование – на новое и более эффективное оборудование.
То есть, сменим лампочки на энергосберегающие, и будем экономить на освещении подъездов, лестничных клеток, помещений, улиц; установим новые трансформаторы и т.п.»
Во-вторых, «давайте, будем уменьшать потери топлива и тепла в котельных, тепломагистралях; делать теплоизоляцию трубопроводов системы теплоснабжения и водоснабжения, окон, стен; крыш, шахт лифтов.
Проводить масштабные энергетические обследования жилых домов, производственных и офисных зданий – с повсеместной установкой автоматизированных приборов учета электроэнергии и тепловой энергии».
В-третьих, «заниматься извлечением и аккумулированием низкопотенциального тепла; применение тепловых насосов и солнечных коллекторов; использованием тепла пластовых вод и геотермальных источников; рекуперацией тепла отводимых газов и др.»
В-четвертых, «проводить энергоаудит: анализ схем электроснабжения и отопления, режимов работы систем водоснабжения, трансформаторных подстанций, электропотребляющего оборудования, систем освещения. Рассчитывать нормативы потребления энергоносителей. Составлять электрический и тепловой баланс. И конечно, выдавать рекомендации по энергосбережению и их технико-экономическое обоснование».
В завершение, можно привести фрагмент из интервью одного специалиста в данной отрасли: «…по моему мнению, работа энергоаудитора – это высшая степень профессионального мастерства энергетика».
Вот так.
Энергетики – главные в сегодняшней отрасли энергосбережения и энергоэффективности.
Правильно ли это? Нет ли тут изъянов в таком подходе?
Тогда в чем суть вебинара?
Мы, естественно, не возражаем против данного «энергетического» подхода. Конечно, нужно проводить подобные мероприятия. Однако почему-то думается, что многие из этих мероприятий требуют солидных инвестиционных затрат. Со всеми вытекающими последствиями…
Но нет ли других подходов к решению задачи энергосбережения и энергоэффективности и вообще – эффективности деятельности? И если есть, то каковы они и насколько эффективны?
Мы считаем, что имеются и другие резервы энергосбережения и энергоэффективности на предприятиях. Во-первых, в изменении (совершенствовании) процессов и продуктов. В ТРИЗ (теории решении изобретательских задач) существует принцип: «идеальная система та, которой нет, а ее функции выполняются».
О чем он говорит в нашем контексте?
О том, что если мы устраним (тризовцы в таком случае говорят, «свернем») какой-нибудь элемент системы (продукта) или же часть процесса без потери его качества, то очевидно, для производства такого продукта (или процесса) не понадобится ни материалы, ни тем более, энергия. Причем, экономия в таком случае может достигать на проценты, а десятки и более процентов. И, как правило, без существенных инвестиционных затрат.
Во-вторых, резервы энергосбережения и энергоэффективности можно найти через обучение инженеров и менеджеров технике решения проблем, технике совершенствования и повышения идеальности продуктов и процессов и, соответственно, эффективности производств и процессов.
Значит этому нужно учить? Чему и как именно?
Что изучали в ходе вебинара?
Творческие методики
В ходе нашего вебинара “Секреты энергоэффективности и энергосбережения” рассматриваются изобретательские методики – Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и Технология эффективных решений (ТЭР), которые позволяют успешно решать задачи повышения энергоэффективности технологий и производств, и задачи ресурсосбережения.
Очевидно, что данные методики имеют в своем арсенале много инструментальных творческих инструментов и не все из них можно рассмотреть за небольшой 8-часовой курс обучения.
Поэтому в ходе вебинара мы акцентировали внимание на следующих аспектах.
1. Одна из ошибок при решении различных проблем – неверная постановка задачи. При этом выбирается задача, которая – на своем системном ранге – требует для своего решения множества ресурсов: материальных, энергетических, финансовых, людских, временных.
2. При этом, если бы была выбрана и четко поставлена другая задача, то и решения могли быть более экономными, если хотите, более идеальными. Чтобы сделать правильный анализ исходной проблемной ситуации, поставить систему задач и выбрать «ключевую» задачу, мы в ходе вебинара изучали два творческих инструмента: причинно-следственная цепочка и метод FAST.
3. Следующее затруднение при решении проблем – поиск правильного направления решения. И в этом нам помогает понятие «идеальность» и «идеальный конечный результат» (ИКР). Оператор ИКР позволяет сразу сформулировать «идеальный конечный результат» при решении исходной задачи и искать решение, позволяющее достигнуть нужного результата при минимальных усилиях.
4. И еще одно подспорье при поиске нужного решения – использование ресурсов самой рассматриваемой системы. Ведь зачастую успешное решение задачи зависит от возможности найти нужный ресурс. Поэтому на нашем вебинара мы отрабатываем навыки поиска и применения «бесплатной» энергии для решения инновационно-технических задач и, в конечном счете, для повышения эффективности бизнеса.
Да, конечно, изучение методики важно. Но на каких именно задачах проходит обучение?
Задачи и кейсы вебинара
Участникам вебинара была предоставлена возможность рассмотреть и прорешать несколько десятков реальных задач и кейсов по вопросам энерго- и ресурсосбережения. Вот несколько задач (кейсов), которые рассматривались в ходе вебинара.
Кейс «Карьер: как повысить эффективность проекта»
Администрация рассматривает два варианта электроснабжения производства. Первый – протянуть линию электропередач. Второй – протянуть кабель по дну озера. Какой из вариантов выбрать?
В результате решения этой проблемы затраты предприятия оказались на порядок меньше, значительно снижено потребление электроэнергии, а срок внедрения решения сократился в разы.
Кейс «Гидростеклоизол»
Российский завод, производитель гидростеклоизола, стоял без заказов. Причина – низкое качество продукции. Нужно проводить модернизацию, решило руководство завода. Разработали бизнес-план. Но банки категорически отказали в выдаче ссуды, а своих денег у завода не было. Директор обратился за помощью к консультантам, которые предложили решение всех задач, без значительных финансовых вложений. Причем, одна из успешно решенных проблем – новый вариант модернизации установки для сушки гидростеклоизола.
Теперь затраты на модернизацию установки были снижены примерно в 70 раз и значительно снижены текущие затраты электроэнергии и тепла на сушку, при одновременном улучшении качества получаемого продукта.
Кейс «Стенд лифтовой»
Каждый лифт перед установкой испытывают на стационарном стенде. Заводской испытательный стенд – сложная и дорогая конструкция. Он проектировался и продавался по индивидуальному заказу. А таких стендов нужны сотни. Как снизить себестоимость стендов? Как наладить их серийное производство?
В кейсе подробно рассмотрен процесс решения проблемы и показана методика перепроектирования системы. Применение Технологии эффективных решений позволило уменьшить стоимость стенда примерно в сто раз, не ухудшив при этом ни одного его важного параметра и снизив будущие затраты электроэнергию.
Кейс «Может ли поплыть колодец?»
«Видите ли, у нас проблема…» – так начал разговор руководитель водопроводной станции, снабжающей город питьевой водой, с консультантом по ТРИЗ.
«Чтобы улучшить качество воды, нам необходимо колодец глубиной 10 метров углубить до 100 метров. Мы углубили колодец до 30 метров, забетонировав его стенки. Но дальнейшая работа остановилась – мешают плывуны. Колодец заливает жидкая грязь из водонасыщенных слоев грунта, до которых мы докопались. Что делать?».
О том, как была решена эта проблема, как были устранены ненужные энергетические затраты рассказывается в изобретательском кейсе «Может ли поплыть… колодец?».
Что в итоге?
Перечислим основные отличия и достоинства вебинара “Секреты энергоэффективности и энергосбережения: применение изобретательских приемов в повышении энергоэффективности технологий и процессов”:
- Методичность, инструментальность вебинара. Мы даем проверенные временем творческие методики, которые позволяют решателю уверенно преодолевать проблемы, связанные с повышением энергоэффективности.
- В ходе вебинара участники совместно с преподавателями достаточно подробно разбирают несколько десятков реальных задач и кейсов.
- Подача материала идет через решение задач, с отработкой методики решения. Динамику вебинара поддерживает участие двух преподавателей, которые по-своему отражают суть изучаемого материала. Кроме того, работу слушателей поддерживают раздаточные материалы.
В результате мы можем отметить высокую активность и заинтересованное обсуждение участниками прошедшего вебинара решаемых задач, кейсов, тонкостей использования изучаемых методик. Ведущие и организаторы вебинара полагают, что прошедшие обучение смогут активно применять полученные знания в решении задач повышения энергоэффективности, энергосбережения, снижения издержек производства.
Мы благодарим заместителя директора Международного института менеджмента для объединений предприятий ТПП РФ Войтенка Алексея Витальевича за хорошо проведенную работу по сбору участников и высокое качество обучающего сервиса.
Нами совместно планируется в дальнейшем проведение вебинаров, посвященных как технике решения задач повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, так и вебинаров по применению изобретательских методов в решении инновационных и предпринимательских задач.
Приглашаем Вас принять участие в наших последующих вебинарах.
* * *
См. дополнительно график других вебинаров, семинаров и тренингов по развитию креативности и ТРИЗ.