Главная Cтатьи Прыжки через скакалку, или как стать универсалом. Этюды саморазвития.

Прыжки через скакалку, или как стать универсалом. Этюды саморазвития.

Каммингс И. Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 480 с.

Книга эта, приобретенная недавно по случаю в книжном магазине «Москва» на Тверской, вызвала у меня чувства сложные, которые испытываешь, например, когда тебе приходится в силу необходимости закусывать песочное пирожное кабачковой икрой. С одной стороны, вроде и пирожное вкусное, и икра полезная. Но вкусовые ощущения противоречивы….

Универсалы, перекрестная тренировка и человек Возрождения как путь к саморазвитию.

Книга Каммингс посвящена вроде бы входящей в моду, а на самом деле старой как мир «перекрестной тренировке умственных способностей». Перекрестная тренировка – это чередование различных видов деятельности, что позволяет избежать усталости вследствие постоянного напряжения одних и тех же «умственных», «душевных» и физических мышц.

Идеологически эти тема привязана автором к борьбе со специализацией в обществе, и к созданию большего количества людей-универсалов.

Автор поэтично называет таких универсалов «людьми Возрождения», указывая, что многие выдающиеся люди того времени и места были компетентными во многих областях. Так сказать, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Поскольку мои взгляды на эпоху Возрождения отличаются от авторских, этот термин меня немного раздражал во время чтения, но тут уж что написано, то написано.

Каммингс вообще много построений создала вокруг понятия «человек Возрождения», поэтому будет полезным дать пару фрагментов на эту тему:

« …Условно говоря, человек Возрождения – это бесконечно любознательный индивид, интересы, таланты и достижения которого охватывают широкий спектр человеческой деятельности: искусство, науку, музыку, философию, физическое развитие. Это человек, который страстно стремится к самосовершенствованию и с жаром углубляется в новые области интересов…

…Человек Возрождения – тот, кто может видеть тенденции и устойчивые модели и добавлять к ним то, что ему уже известно…»

Основные тезисы

В книге выдвигается несколько тезисов:

1. Всё более раннее профилирование и углубление специализации пагубно сказывается на развитии людей, в частности и на мозговой деятельности.

2. Мозг нужно упражнять так же всесторонне, как и тело, чтобы побороть энтропию сознания (этот термин, сразу оговорюсь, не равен понятию «психологическая инерция»).

3. Мозг тренируется всесторонне при разнообразной деятельности.

4. Есть ряд полезных качеств, которые при уделении им внимания помогут вам в вашем саморазвитии.

5. Для развития надо выделять 20 минут в день. Но полностью отдаться на это время новой деятельности и делать это регулярно. Автор называет это идеологией кайдзен. Мне же вспомнились описания упражнений по китайскому цигуну, где в последних строчках почти любого из них написано примерно следующее: «.. и делайте так по 15 минут ежедневно в течение 3 лет, пропуская в год не больше одного-двух раз…»

6. Роль универсала – переводить и расширять границы.

7. Саморазвитие через самообучение.

Как водится, в обоснование своей темы автор приводит собственную историю. Затем чужую. Затем ещё много-много историй. Так что к середине книги, переворачивая очередную страницу, подпеваешь вполголоса: «Эх, раз, ещё раз, ещё много-много раз!». Что при чтении в транспорте вызывает подозрительно-заинтересованные взгляды попутчиков, тем более что книга по формату и толщине совпадает с потоком детективно-любовно-дамских романов, заполонивших все магазины и лотки.

Как вы уже поняли, книга перенасыщена историями людей, успешно занимавшихся разносторонней деятельностью. Подавляющее большинство упоминающихся персонажей  – люди, не известные российской публике. Вообще автор при написании книги явно была столь погружена в свои американские реалии, что не удосужилась подобрать примеры, которые могли бы быть знакомы читателям вне границ США. Так что получился очередной глобус США. И 101-я история о мистере или мисс N, «сделавших себя», уже к середине книги раздражает до невозможности.

Ещё одно качество книги: слишком много слов! Не вообще, а на каждую высказанную мысль. Честное слово, всё то же самое можно было уложить в 100 страниц вместо 480. И, как следствие этого многословия, размытая структура книги, часто повторяющиеся с навязчивостью уличной цыганки одни и те же мысли. В общем, чтение не из лёгких. Видимо, у автора были проблемы с поисками хорошего редактора. К тому же серая бумага и мелкий шрифт добавляют сложностей читателю.

Что полезного?

Теперь – к тому полезному, что мы можем извлечь из этой книги для себя:

1. Разнообразная деятельность действительно полезна для мозгового развития.

2. На пути тренирующегося ума встают и препятствия:

– Интеллектуальный голод

– Антиинтеллектуализм

– Групповое мышление

– Нехватка времени.

Все эти 4 препятствия встречаются при обучении, например, курсу РТВ, и преподавателям стоит их охарактеризовать для слушателей и обращать их внимание на проявления этих свойств человеческого ума.

3. Вызов – это удовольствие. Задача, с которой Вы сталкиваетесь, всегда должна быть немного трудной, и вынуждать Вас повысить концентрацию внимания. Чтобы решить задачу, нужно немного побороться.

«…Если вы приступаете к задачам или идеям, лежащим за пределами привычной для вас сферы, вас не должна раздражать собственная рассеянность, и не нужно изводить себя упреками вроде «опять я все упустил». Все эти «отвлекающие моменты» на самом деле – ваш кислород…Они упорно цепляют ваше внимание, потому что каким-то странным образом они связаны друг с другом. Их объединяет общая нить. Таким образом, все эти отвлекающие факторы не отстанут от вас, пока вы не прочертите границы между ними, не соедините точки, чтобы создать большую картину…»

4. Применяйте кайдзен.

«…Следовать кайдзен для вас значит полностью сосредотачиваться на цели тренировки, посвящая ей какие-то двадцать минут в день»

Очень хорошее правило – просто берите и пользуйтесь.

И это всё?

Нет, не всё, разумеется. По просторам книги разбросано много неплохих советов.

Если же выжать книгу до схемы, то предлагается в целях саморазвития следующее:

Для того, чтобы обеспечить своё гармоничное развитие, надо стать универсалом. Для этого следует заняться самообразованием.

Следует выбрать один или несколько предметов, которые вы хотели бы изучить, желательно противоположные вашей основной деятельности. Надо четко заниматься в установленные сроки этой деятельностью с полной отдачей в течение 20 минут (или более – зависит от предмета изучения). При этом надо четко осознавать каждый следующий шаг, тренировать системное и метафорическое мышление (здесь возникает параллель с книгой Уфимцева «Хвост ящерки.Метафизика метафоры»). Полезно связывать несколько тем вместе, чтобы одно занятие усиливало другое (эти рекомендации имеют слабое подобие методики Куринского В.А. «Автодидактика», у которого вопросы самообразования и саморазвития освещены на порядок сильнее).

Важно занятие, где вы ощущаете некую текучесть, состояние потока (рекомендация, заимствованная у Чиксентмихайи из книги «Поток. Психология оптимального переживания», но у Каммингс совершенно не развитая).

Важно изучать что-то, при этом обучая этому же других (это хорошо описано, если не ошибаюсь, у Като Ломб в книге «Как я изучаю языки»).

Каждый день надо завышать чуть-чуть планку. Важна также интроспекция, выработка ощущения внутренней гармонии и смелость, чтобы решиться на новые шаги.

Проблемы

К сожалению, у Каммингс совершенно не освещены вопросы мотивации. Читая её советы, постоянно ищешь ответа на напрашивающийся вопрос: «Зачем же я должен каждый день следить за тем, чтобы не пропустить 20 минут занятий? Что должно толкать меня к саморазвитию?». Будучи, судя по книге, человеком нерелигиозным, но местами ударяясь в НьюЭйдж,  Каммингс опускает самые сильные стимулы, которые могут подвигать человека на своё развитие. И получается некая Великая цель, к которой надо стремиться  – и хочется стремиться – непонятно почему, а скорее ради самой цели. И эта непонятность резко снижает конструктивную составляющую книги.

Куда это можно применить (для специалистов по эвристическим методам):

  1. В первую очередь можно рекомендовать этот подход ученикам-заочникам.
  2. Полезно использовать схему 20-минутной работы при отработке сложных техник курса РТВ, таких, как фантограмма, эвроритм или морфологический анализ. При пробе отдельных приёмов или шагов этих инструментов в течение 20 минут не угаснет интерес, а на следующий раз при возвращении к этим инструментам прошлый опыт будет легче восстановить.
  3. Схему перекрестной тренировки хорошо использовать при  обучении, давая в рамках одного учебного  блока два разных инструмента, один на логическое мышление, второй на метафорическое, например, цепочки причин-следствий и метод аналогий, или вепольный анализ и синектику.
  4. Соответственно при решении задач также полезно чередовать инструменты и подходы, чтобы не потерять цельность понимания и в то же время достаточно глубоко залезть аналитически в задачу. И, вообще говоря, я думаю, что ещё 1001 применение перекрестной тренировки каждый специалист сам найдет в своей работе и жизни.

Бубенцов В.Ю.