Кадровый резерв «Мосэнерго» познакомился с ТРИЗом
Семинар-тренинг по Теории решения изобретательских задач прошел для работников ПАО «Мосэнерго» с 19 по 20 июня на базе учебного центра предприятия. В занятиях приняли участие сотрудники, которые числятся в кадровом резерве компании. Главное внимание уделялось методикам ТРИЗ, которые могут быть полезными участникам в реализации их собственных проектов. У каждого из участников семинара такой проект есть.
Первый день занятия начался с легкой «разминки» для участников тренинга. Для адаптации к форме занятий и создания теплой, творческой атмосферы их познакомили с методом фокальных объектов (МФО). Помимо базовых компонентов этого инструмента ТРИЗ специалисты компании получили представление о компонентном анализе, как части этого метода.
Что делать, прежде всего, при возникновении проблемной ситуации – эта тема стала продолжением семинара-тренинга. Как с самого начала избавиться от стереотипов, уйти от шаблонных решений проблемы – вот о чем шла речь в первую очередь. Шаблонное мышление характерно и для отдельно взятого специалиста, и навязывается со стороны, теми, которых можно назвать «задачедателями».
Для борьбы с наслоениями внешних и внутренних стереотипов в ТРИЗ используется алгоритм первичного анализа проблемы (АПАП). В этом инструменте сливаются в одно целое методика развития творческого воображения из ТРИЗа, методики т.н. «критического мышления» и некоторые приемы, характерные для нейролингвистического программирования (главным образом характерные для Р. Дилтса). Расширенный список контрольных вопросов – это тоже неотъемлемая часть АПАП. Для более плотного усвоения изученного материала участники тренинга решили около 20 различных задач.
Методикам постановки задачи тоже было уделено много внимания. Для этого участники корпоративного семинара изучили вопросный и обратный мозговые штурмы, узнали, что такое системный оператор и MVP-анализ. С помощью, каких методов вообще можно ставить именно правильные вопросы – эта тема тоже не осталась без внимания. Анализ собственных проектов слушателей в мини группах стал итогом этой части семинара-тренинга. В результате каждый из участников смог полнее осознать проблему и создать для себя первоначальный список нежелательных эффектов (НЭ).
Построение причинно-следственных цепочек – тоже один из инструментов ТРИЗ. По какой технологии их можно строить, как их применять для дополнения списка нежелательных эффектов – эта тема тоже не осталась без внимания. В результате слушателям удалось расширить свои списки первичных нежелательных эффектов, определили, какие НЭ являются ключевыми, смогли сформировать набор задач.
Изучение инструмента «Идеальный конечный результат» и методики его использования стало завершением первого дня учебной работы.
С темы «Ресурсы» начался второй день семинара-тренинга. Практические навыки в применении этого инструмента слушатели получили, решая задачи. Далее они узнали, что такое техническое противоречие (ТП), как его выявить и правильно сформулировать. Как составить таблицу приемов разрешения ТП и применить её на практике участники тренинга отработали на конкретных задачах.
Далее, на своих проектах, они изучили диаграмму Исикавы-Сибирякова, а также узнали, что такое диверсионный анализ и как его можно использоваться в проекте. Традиционно изучение инструментов ТРИЗ завершилось решением задач.
Завершился семинар-тренинг разбором большого кейса, темой которого стали совершенствование технологий и снижение себестоимости.
Семинар-тренинг провел исполнительный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения», к.т.н. В.Ю. Бубенцов, специалист по ТРИЗ 4-го уровня.
Мы хотели бы выразить свою благодарность руководству компании «Мосэнерго» и организаторам семинара-тренинга за его безупречную организацию и возможность поработать с кадровым резервом предприятия.
Кадровый резерв «Мосэнерго» познакомился с ТРИЗом
Семинар-тренинг по Теории решения изобретательских задач прошел для работников ПАО «Мосэнерго» с 19 по 20 июня на базе учебного центра предприятия. В занятиях приняли участие сотрудники, которые числятся в кадровом резерве компании. Главное внимание уделялось методикам ТРИЗ, которые могут быть полезными участникам в реализации их собственных проектов. У каждого из участников семинара такой проект есть.
Первый день занятия начался с легкой «разминки» для участников тренинга. Для адаптации к форме занятий и создания теплой, творческой атмосферы их познакомили с методом фокальных объектов (МФО). Помимо базовых компонентов этого инструмента ТРИЗ специалисты компании получили представление о компонентном анализе, как части этого метода.
Что делать, прежде всего, при возникновении проблемной ситуации – эта тема стала продолжением семинара-тренинга. Как с самого начала избавиться от стереотипов, уйти от шаблонных решений проблемы – вот о чем шла речь в первую очередь. Шаблонное мышление характерно и для отдельно взятого специалиста, и навязывается со стороны, теми, которых можно назвать «задачедателями».
Для борьбы с наслоениями внешних и внутренних стереотипов в ТРИЗ используется алгоритм первичного анализа проблемы (АПАП). В этом инструменте сливаются в одно целое методика развития творческого воображения из ТРИЗа, методики т.н. «критического мышления» и некоторые приемы, характерные для нейролингвистического программирования (главным образом характерные для Р. Дилтса). Расширенный список контрольных вопросов – это тоже неотъемлемая часть АПАП. Для более плотного усвоения изученного материала участники тренинга решили около 20 различных задач.
Методикам постановки задачи тоже было уделено много внимания. Для этого участники семинара изучили вопросный и обратный мозговые штурмы, узнали, что такое системный оператор и MVP-анализ. С помощью, каких методов вообще можно ставить именно правильные вопросы – эта тема тоже не осталась без внимания. Анализ собственных проектов слушателей в мини группах стал итогом этой части семинара-тренинга. В результате каждый из участников смог полнее осознать проблему и создать для себя первоначальный список нежелательных эффектов (НЭ).
Построение причинно-следственных цепочек – тоже один из инструментов ТРИЗ. По какой технологии их можно строить, как их применять для дополнения списка нежелательных эффектов – эта тема тоже не осталась без внимания. В результате слушателям удалось расширить свои списки первичных нежелательных эффектов, определили, какие НЭ являются ключевыми, смогли сформировать набор задач.
Изучение инструмента «Идеальный конечный результат» и методики его использования стало завершением первого дня учебной работы.
С темы «Ресурсы» начался второй день семинара-тренинга. Практические навыки в применении этого инструмента слушатели получили, решая задачи. Далее они узнали, что такое техническое противоречие (ТП), как его выявить и правильно сформулировать. Как составить таблицу приемов разрешения ТП и применить её на практике участники тренинга отработали на конкретных задачах.
Далее, на своих проектах, они изучили диаграмму Исикавы-Сибирякова, а также узнали, что такое диверсионный анализ и как его можно использоваться в проекте. Традиционно изучение инструментов ТРИЗ завершилось решением задач.
Завершился семинар-тренинг разбором большого кейса, темой которого стали совершенствование технологий и снижение себестоимости.
Семинар-тренинг провел исполнительный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения», к.т.н. В.Ю. Бубенцов, специалист по ТРИЗ 4-го уровня.
Мы хотели бы выразить свою благодарность руководству компании «Мосэнерго» и организаторам семинара-тренинга за его безупречную организацию и возможность поработать с кадровым резервом предприятия.