Главная Cтатьи Индейцы в темноте

Индейцы в темноте

Практическая задача из курса вебинаров «Развитие творческого воображения»

Исходная ситуация мини-кейса

После открытия Америки туда хлынул поток переселенцев из Европы.
Они активно вытесняли коренных жителей – индейцев – с обжитых мест. Постоянно происходили вооруженные стычки. В ходе боевых действий индейцы ночами подкрадывались вплотную к позициям бледнолицых. Делали они это совершенно незаметно. При этом даже в темном лесу или в густой высокой траве индейцы могли двигаться друг за другом – цепочкой, буквально след в след. Как вы думаете, как им это удавалось?

Варианты решения мини-кейса

Первое, что приходит в голову – индейцы могли использовать факелы. Ну, это вряд ли, потому что их легко бы обнаружили бледнолицые. Индейцы могли пользоваться карманными фонариками! Но дело происходило два века назад, и карманных фонариков тогда не было. Но давайте не будем перебирать идеи хаотично, а постараемся мыслить системно.

В системе у нас: группа индейцев, темнота, густой лес, необходимость ориентации в движении. Прежде всего, подумаем, какие окружающие ресурсы индейцы могли использовать, например, предметы вооружения, растения или обитателей леса. Кроме того, не забудем все органы чувств, которые индейцы могли использовать для ориентации.Это зрение, осязание, слух и, может быть, обоняние.

Предположим. Индейцы могли подавать звуковые сигналы похожие на крики зверей и птиц. Еще одна идея – они могли держаться за одежду друг друга. Или за длинную веревку. Так иногда по городу передвигаются дети из детского сада. В этом. Пожалуй, тоже что-то есть. Они могли использовать копья или дротики. Но в темноте так передвигаться неудобно. А, если такого оружия у них не было?

А могли индейцы использовать обоняние? Например, ведущий мог нести что-нибудь очень пахучее. И все ориентировались на запах. А, если ветер? К тому же по запаху точно держать направление невозможно…

Пока на хороший ответ мы не вышли. Но давайте сосредоточимся все-таки на зрительном восприятии и еще раз обратимся к ресурсам. Что может служить световым ориентиром, маленьким маячком? И нет ли таких маячков среди обитателей леса? Правильно! Это светлячки.

Давайте представим: идет цепочка индейцев и каждый несет светлячка. Бледнолицые могут обратить внимание на цепочку светлячков – и это может показаться им странным. Теперь у нас налицо противоречие: светлячки как удобный ресурс должны быть, чтобы на них ориентировались индейцы и в то же время светлячков не должно быть, чтобы их не заметили бледнолицые. Так как же ориентировались индейцы?

Как решили задачу в реальности

На самом деле, индейцы привязывали светлячков к ногам, немного выше пяток. Ориентируясь на свет этих живых фонариков, они не теряли друг друга из вида, и оставались незаметными для противника.
Технология поиска решения

Во-первых, при решении задачи мы использовали ресурсный подход, и рассмотрели ресурсы, которые были в системе.

Во-вторых, мы не ограничились зрением, а рассмотрели и другие органы чувств, которые можно использовать при ориентации в пространстве.

В-третьих, мы выявили противоречие и постарались его разрешить.

Главное при разборе подобных задач – это отработка технологии поиска эффективных решений. Данная методика будет “работать” в любой другой области, а не только для коренных жителей Америки.

Практические разборы других креативных задач вы найдете в курса вебинаров «Развитие творческого воображения»