Фанки идеи, или все новое – это хорошо забытое старое
(по книге А.Рена «Фанки идеи. Создание инноваций вне зоны комфорта». – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 232 с.)
Это уже вторая книга западных авторов, где декларируется подход к креативности – к наиболее с точки зрения автора книги «креативной» креативности – близко подходящей к тому, что было разработано в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Первая такая книга – Дж.Мартина – заслуживает отдельного разговора, и мы к ней ещё вернёмся.
В чем же основные идеи автора? Без лишних слов, так сказать, для протокола?
– Креативность – это выход за фундаментальные рамки человека.
– В силу этого она дискомфортна, неприятна.
– Дискомфорт – причина проявления психологической инерции, так как мозг подсознательно избегает дискомфортных состояний.
– Креативность фундаментально отличается от инноваций (этот момент прописан немного расплывчато).
– Креативность проявляется после выявления точек дискомфорта.
– Креативные идеи лучше проявляются при групповом взаимодействии умов.
– Потребность часто формируется лишь после вывода продукта на рынок.
В целом процесс создания креативных идей автор разбивает на несколько уровней, от слабых попыток выдавить из себя идейки, до взлета мысли к уровню вселенского совершенства:
1. Имитация. Повышение количества функция, украшательство, заимствование и т.д. Попытка быть креативным в знакомом ключе. Имея четкое представление, что такое креативность в данной отрасли, что под этим словом подразумевают и приветствуют.
2. Расширение. Речь идет об увеличение концептуального пространства, об экстенсивном увеличении количества фактов, информации. Это происходит в установленных рамках. И не затрагивает базовой модели, базовых положений. К этому уровню автор относит большинство популярных на Западе тренингов по креативности.
3. Провокация. Здесь уже идет конфронтация с установленными рамками, подвергается сомнению то, что удерживает нас в зоне комфорта.
4. Переоценка. Переоценка контекста, после того как вы разрушили рамки.
5. Рискованное мышление. Здесь что-то перспективное, радикальное, вызывающее неприятие, вызов. То есть та креативность, которая собственно и заслуживает этого названия.
Что интересно: если разложить эти уровни креативности во времени, а затем сравнить эту модель с S-образной кривой развития систем (желающие познакомиться с этим материалом могут прочитать об этом в литературе по ТРИЗ или сделать это здесь, то можно увидеть, что эта модель по сути обратна развитию новой технической системы, то есть этапы креативности в модели Рена идут как бы от конца развития к началу. И действительно, в конце жизни системы радикальных, рискованных изобретений, ведущих к существенным новшествам в этой системе, обычно не делают, занимаясь в основном украшательством, декорированием, или наращивая количество второстепенных функций для увеличения запросов потребителя второго и более низких порядков значимости.
Расширение аналогично третьему и второму этапам развития системы, а провокация, переоценка и радикальное, «рискованное» в терминологии автора мышление – это прерогатива первого этапа развития системы, и отчасти начала второго.
Автор акцентирует внимание на том, что креативность – это всегда не только созидание, но и разрушение прежнего. Разрушение комфортного состояния в том числе. Это одна из причин сопротивления креативным решениям. И это важный акцент, который не делается обычно в западных книгах про креативность. Но часто встречается в отечественной, «тризовской» литературе.
Вообще общие посылы автора очень близки к тому, что излагается при обучении ТРИЗ, и особенно в рамках курса РТВ (Развитие Творческого Воображения). В этом плане курс РТВ – курс подлинной креативности – как бы является реализацией тех идей, которые в общем виде выдвигает автор «Фанки идей» – поскольку в самой книге нет ответа на вопрос, с помощью каких инструментов, техник, реализовывать эти обсуждаемые уровни креативности, и как добиваться перехода мышления от имитации к рискованному мышлению. И действительно, тризовский курс РТВ начинается там, где обычно заканчиваются традиционные простые курсы развития креативности, находящиеся в зоне комфорта.
Для того, чтобы нагляднее показать необходимость разрушения привычных границ, Альф Рен предлагает принцип 2 коробок: внешняя – это базовые рамки, и внутренняя, эластичная, которая растягивается произвольно, увеличивая знания вариантов, но не доходит до разрушения границ. Аналогия автора: довольно легко представить, что есть фиолетовый кетчуп, зная, что есть варианты более одного по цветовой шкале, но трудно представить рыбу без воды – меняется один из фундаментальных параметров.
Причина нежелания креативности – психологической инерции – согласно Рену, заключается в следующем: мозг выделяет поощряющие стимуляторы при работе с легковоспринимаемыми идеями, но дает отрицательные эмоции при столкновении с провокационными, абсолютно незнакомыми. Отсюда выдвижение концепции волевого движения к провокационности. Поэтому А. Рен предлагает активно изучать некомфортные способы мышления. Добавим от себя, что если реализовывать идеи этой книги, то наиболее сильными инструментами для обострения сознания являются использование идеального конечного результата (системы нет, а функция выполняется), и, самое главное, противоречия, когда вы предъявляете противоречивые требования к одному и тому же объекту (сразу вспоминается традиция некоторых буддийских школ добиваться просветления у своих адептов, давай им для размышления некие высказывания – коаны – не имеющие решения в словесно-логической системе координат). Не забыл автор и о традиционной для ТРИЗ технике поиска нежелательных эффектов, назвав её «Обнаружение точек дискомфорта», которая позволяет начать разбираться в задаче.
Таким образом, если принять концепцию автора теоретически, в общем виде, то для её реализации на практике, в поисках ответа на вопрос: «Как этого добиться?» необходимо обращаться непосредственно к развитию творческого воображения с помощью классических инструментов ТРИЗ: идеальности, противоречия, фантограммы, эвроритма, и многих других инструментов, которые в нашем Отечестве используются уже несколько десятков лет, и до которых, наконец, дошла мысль и западных исследователей креативности. Или о которых они наконец прочитали в переведенных на западные языки книгах по ТРИЗ.
Бубенцов В.Ю.