Генератор креатиffных идей – сгенерит или закоротит?
Эдвард де Боно. Генератор креатиffных идей. – Издательство: Питер, 2008. – 192 с.
Де Боно? Снова или опять?
Господин Эдвард де Боно, прекрасно знакомый большинству интересующихся методами творческого развития и решения проблем, весьма плодовит. Его очередная книга вышла, правде, не в уже привычном российским читателям формате от минского издательства «Попурри», а в альбомном виде с мягкой, но красочной обложкой и на более качественной бумаге в питерском издательстве. Что больше привлекает, да и глаза меньше устают. Но дальше начинаются негативные переживания.
Так, что у нас плохого?
Претенциозное название книги, увы, расходится с содержимым, поскольку большая часть её – это разнообразные упражнения, предназначенные не для решения каких-либо проблем или задач с помощью генерации идей, а для отработки различных мыслительных действий со случайно подобранными словами, в основном это поиск ассоциативных связей, сходств и различий. Так что книга как генератор идей имеет крайне невысокий коэффициент полезного действия. Это такая тренировка стрельбы пластмассовыми пульками по пластиковым же солдатикам, в убеждении, что стрельба из настоящего оружия в условиях реального боя и встречного огня противника ничем от такой имитации не будет отличаться.
Впрочем, при чтении книг Эдварда де Боно меня всегда не покидает чувство некоего обмана, как будто пообещали большое и прекрасное пирожное, исполненное разнообразия тонких вкусов, а дали хлеб, намазанный прошлогодним джемом. Есть тоже можно, но результат….
Обсуждаемая книга – не исключение. На первых страницах автор произносит вдохновенные речи о творчеств, описывая, как сотрудники некоего завода создали 21 000 идей за день на основании всего одного приема (что не так сложно, если этих сотрудников например, тысяча, то на каждого всего по 21 идее в день. Или если хотя бы один сотрудник составил морфологическую таблицу).
Далее он утверждает, что избавление от комплексов и стереотипов мышления мало значит в творческом мышлении. А также ставит умственные способности, ответственные за творчество, в зависимость от навыков игры со словами. И вот тут уже всё меньше и меньше хочется верить автору. Но пока хочется – а зря книгу покупал, что ли?
Но кроме ряда весьма спорных утверждений, негатив нарастает также от безудержной саморекламы. Вообще де Боно любит слово «впервые». У него все впервые, и есть ощущение, что с годами он стал считать, что он единственный и главный, кто всё создал и открыл в творческом мышлении. Хотя его утверждения в это области часто отдают дилетантством. Вот и в этой книге “впервые в истории» автор рассматривает творчество «как логичное поведение информационной системы определенного типа, без того ореола тайны и мистики, которые обычно сопровождают творческую деятельность”. Есть некоторые сомнения в том, что другим авторам этого не приходило в голову. Нет, если читать только собственные произведения, то конечно…
Другое смелое утверждение из начала книги: «Само устройство человеческого мозга исключает творчество. Ведь в противном случае существование человека было бы невозможно. Из 11 предметов одежды, которые мы надеваем по утрам, можно составить 39 916 800 комбинаций. И если тратить по одной минуте на каждую, то вам придется провести 76 лет вашей сознательной жизни, только примеряя все эти варианты!». После этого возникает стойкое ощущение чтения плохого студенческого реферата по психологии, изучаемой факультативом в бухгалтерском техникуме. Судя по всему, автор не различает действий человека в ситуациях, в которых затребованы разные функции мозга. И ещё много чего. Вопрос лишь, это на самом деле, или так было задумано…
Ещё один перл: “Наряду с другими технологиями латерального мышления метод случайного слова был впервые описан в 1972 году в моей книге “Латеральное мышление: учебник по творчеству”. С тех пор идея была многократно растиражирована в разных изданиях”. Похоже, автору невдомёк, что этот метод использовался на протяжении всей истории человечества, и скорее всего в доисторический (то есть дописьменный) период также. После прочтения всего этого чуда смешения наивности и саморекламы настроение для восприятия всего остального содержимого пестрого альбомчика как чего-то действительно серьезного весьма снижается.
Но главное разочарование от трудов этого автора состоит в следующем: я ни разу не нашел в его книгах описания какого-либо действительно интересного и красивого решения по предлагаемым им методам. Такое впечатление, что он сам не способен сгенерировать ничего, кроме банальностей или каких-то наивных до смешного вариантов решений. Бывает, конечно, что человек может научить, но сам не может решать – то есть он преподаватель, а не решатель. Но здесь не тот вариант – как мы дальше увидим, фатальные проскоки отдельных методических моментов заставляют сомневаться и в преподавательском мастерстве.
А откуда же такой успех, спросите вы? Возможно, хорошая реклама. Или другие ещё хуже. Или… додумайте сами!
Есть ли практика?
90 % книги занимают упражнения – 62 штуки, – которые автор назвал играми. С вариантами, описанными внутри некоторых упражнений, их число переваливает за сотню. Автор утверждает, что эти упражнения надо делать по одному в течение недели, то есть 52 упражнения, и ещё 10 для особо любопытных.
На самом деле часть упражнений повторяется, поэтому их не заявленное количество (62), – а меньше.
Кроме того, автор в очередной раз слукавил, когда писал, что в данной книге применяется лишь метод случайных слов. Стоит начать разбираться с описанием упражнений, как сразу всплывает ещё ряд методов, описания которых де Боно не дает, но применяет (а это метод аналогий, метод фокальных объектов, работа с метафорами, элементы морфологических методов и ещё некоторые). И главная проблема книги – что самого главного, и именно ответа на вопрос «Как?», автор не даёт. Как после выбора случайного слова связывать его с целью? Как искать ассоциации? Как определять, какие слова можно прилагать к тем или иным спискам? И так далее. То есть книга не технологична, не описаны самые сложные мыслительные операции, многошаговые на самом деле, без четкого понимания которых эффективность предлагаемых упражнений существенно снижается. Это напоминает известный анекдот про филина и мышек, которым мудрая птица предложила для избавления от преследований хищниками стать ёжиками. И на вопрос мышек, а как же это сделать, заявила, что она стратегией занимается, а как – это уже мелочи.
Упражнения, которые господин де Боно использовал в книге, можно, отбросив повторы и мелкие вариации, свести в примерно следующую таблицу:
Случайное слово как |
||||
Стимулятор идей в поставленной задаче | Элемент упражнения на поиск общностей и различий | Источник задачи | ||
Цели задачи по кличеству | 1 | 2 | ||
Количество случайных слов | 1 | 2 | 3 | 4 и более |
Связь слова с целью | Не искать таковой | Искать связь | ||
Использование в задаче | Слов со всем смысловым полем | Предметов, которые они обозначают | Слов как наводчиков | |
Генерация случайных слов | Сразу весь набор | Последовательно по мере выполнения задания | Группами по мере выполнения задания | |
Выделение | По связи с целью | Лишнего слова | По ценностям | По усилению |
Связь между словами |
||||
Мостиком между собой | Три по треугольнику между собой | По первому и последнему | ||
Ассоциация не задана | Ассоциация задана | |||
Одно с многими | Многие с одним | |||
История |
||||
Вид истории | Рассказ | Сказка | Стихотворение | Роман |
Порядок слов в истории | задан | Не задан | ||
Поглощение | Является ли слово частью других? | Являются ли все остальные слова частью одного? |
Если тщательно достроить таблицу по всем возможным вариациям используемых в книге параметров, то можно было бы получить ещё много десятков упражнений. И, выстроив их в стройную схему по принципу «От простого к сложному», грамотно скомбинировав смену упражнений, можно было бы получить весьма неплохую системку для тренировки гибкости мышления. Но автор это почему-то не сделал, и сама подборка упражнений выглядит как вываленная в произвольном порядке куча разных техник. Впрочем, отсутствием системности грешат все его книги – авторский подход, однако.
Для чего это можно использовать
- Предложенные упражнения, если их выстроить в нормальную систему, могут быть полезны в ходе ведения занятий по развитию творческого воображения, для повышения чувствительности к сложным ассоциациям и тонким аналогиям.
- Если говорить о конкретных профессиональных курсах, то многие из упражнений могут быть полезны при подготовке продавцов, так как дают ряд полезных для этих специалистов навыков. Причем как продавцов обычных, работающих в рознице, так и занимающихся сложными продажами, например, крупного оборудования, программного обеспечения.
- Ещё одна категория учащихся, которым может быть полезна тренировка такого рода – это старшие школьники и студенты.
Бубенцов В.Ю.