«Как вести успешный блог», или превращение книжного магазина в общество «Знание»
28 июля в книжном магазине «Москва» на Тверской состоялся мастер-класс «Как вести успешный блог», в котором приняли участие известные блоггеры Сергей Мухаммедов (ottenki_serogo, 15038 подписчиков), писательница Марта Кетро (marta_ketro, 17426 подписчиков) и поэт, редактор отдела культуры журнала «Русский репортер», автор книги о блогосфере «Рунет: Сотворенные кумиры» Юлия Идлис. Таким образом, помимо традиционных встреч с писателями, книжная сеть постепенно начинает брать на себя и иные функции, например, организацию мастер-классов, на которых авторитетные специалисты из разных областей рассказывают о своей деятельности и помогут на практике овладеть разнообразными навыками. Тем самым идет тихое наступление на сферу деятельности различных тренинговых компаний, вроде «Сити-класс», которые проводят большое количество небольших мастер-классов различной направленности.
Сотрудники Центра креативных технологий «Идеальные решения» поучаствовали в этом мероприятии. О том, что мы увидели и услышали, и пойдет речь дальше.
Сразу надо отметить, что проведение мастер-классов в книжном магазине имеет как свои минусы, так и плюсы. В разряд минусов можно занести неприспособленные для выступлений помещения торгового зала, где посетители, собравшиеся вокруг выступающих, фактически почти загораживают обозрение стоящим в 3-4 ряду (в другом книжном, «Библио-глобус», этот вопрос решили, выделив специальное помещение с небольшим возвышением и сидячими местами). Кроме того, скопление народа перегораживало торговый зал и мешало посетителям, просто пришедшим за книгами, проходить к полкам с товаром.
Плюсов больше. Поскольку в магазине размещены плазменные экраны для демонстрации рекламы, изображение выступающих демонстрировалось по всему помещению, и можно было видеть происходящее из соседних залов. А ретрансляционная система делала выступления хорошо слышимыми даже в глубине книжных залежей. Таким образом частично решили вопрос с нехваткой места для всех желающих. К слову, желающих – то есть непосредственно стоящих вокруг выступающих, – было порядка 70 человек.
Магазин довольно четко отработал рекламно-товарную составляющую этого мастер-класса. Поскольку изданные книги – продаваемые в магазине – были только у двух авторов-блоггеров, то помимо собственно книг Юлии Идлис и Марты Кетро были по всему магазину сделаны отдельные выкладки книг с броскими надписями «Сергей Мухаммедов рекомендует» или «Марта Кетро рекомендует». Судя по составу рекомендуемых книг, это была скорее попытка продать остатки залежавшегося тиража.
Надо отметить, что мастер-класс был выстроен по схеме «ведущий спрашивает – участник отвечает». Вопросы ведущей были подготовлены качественно, и в процессе вопросно-ответного бадминтона на четверых по крайней мере в течение первого часа – до 20 часов – ни один из слушателей не пытался задать свой собственный нетерпеливый вопрос, выпадающий из общей канвы.
О чём же говорили?
Естественно, сначала ведущая попросила рассказать, как участники мастер-класса дошли до жизни такой, что стали блоггерами. В принципе все три истории были достаточно банальны, и более интересно стало лишь на последующих вопросах – о том, как монетизировать блог, как ставить рекламу, как выбирать тему для блога и т.д.
Любопытным было то, что блоггеры обозначили некое своё стремление к плавному переходу от виртуального общения к реальному. Когда блоггер становится популярным, он – или она – начинает ходить на разные встречи и мероприятия, другими такими же блоггерами организуемые и проводимые вживую. Это стремление к живому общению у монстров блоггерной жизни показалось весьма символичным…
Хорошо срежиссированное мероприятие двигалось по накатанной колее. Шел второй час мастер-класса, две молодые девушки недалеко от меня, поглядывая на участников мероприятия, начали листать книги на выкладке. Худой мужчина средних лет, записывающий всю встречу на диктофон и при смене выступающих шепотом произносивший «сейчас говорит такой-то…» в очередной раз переступил с ноги на ногу.
Впечатления от мероприятия наконец собрались в определенную картину, все пазлы встали на место. Пора было идти вниз по Тверской, через Камергерский, забитый сидящими за выставленными на улицу столиками людьми, ко входу в метро, перебирать полученные от блоггеров впечатления и искать место в своей жизни всему увиденному.
Бубенцов В.Ю.